По судье плачет ад

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал статью об узбекском судье Закире Исаеве (

Но не для палачей. Мне кажется, что эта мера не может быть использована против определенных категорий лиц. Но почему-то именно этот способ сохранения жизни и свободы ныне требуют те, кто раньше был в рядах тех, кто убивал, насиловал и травил. Мне непонятно, как судья З.Исаев надеется на милость западных стран, на их гуманность и защиту. Ведь он сам уничтожил немало людей, он сам по горло в крови казненных, посаженных и оскорбленных.


Закир Исаев не простой судья. Он был доверенным человеком власти. Ему поручали вести самые грязные процессы, в которых обвинялись неповинные люди. Согласен, что вина, может, и присутствовала, но не в таких масштабах, как считал судья, и не должны были они нести то наказание, которое им назначал З.Исаев.


Первый раз я увидел З.Исаева по делу Ташкентской фабрики «Малика». Тогда была команда посадить министра легкой промышленности, который не хотел уходить с должности добровольно. Против него стали искать компрамат. Взялись за подчиненные ему предприятия. Под карающий меч прокуратуры попала и «Малика». Мой шурин Абдужалил Рахимов тогда только что стал заместителем директора по экономике. Ему удалось наладить бесперебойную работу фабрики, люди получали зарплату, имели премии. Прокурорских следователей это мало интересовало. Они искали зацепку для репрессий. Нашли краски, которые хранились на складе много лет, и срок годности которых истек в 1995 году. Их нельзя было использовать для покраски стен или металла, они предназначались только для определенного вида тканей. А тканей не было – поставки прекратились давно, покупать их не было ресурсов.


Так вот, прокуратура навесила стоимость этой краски на А.Рахимова как нанесение экономического ущерба предприятию. В обвинении было сказано, что в 1995 году он преднамерено и злоумышленно неиспользовал краски, хотя в тот период он работал в отделе капитального строительства простым инженером и никакого отношения к красильному цеху не имел. Но разве это было интересно для прокурорщиков или самого З.Исаева, которые исполняли заказ из правительства? Потом было приписано еще не мало ерунды, из-за чего замдиректор и главный инженер загремели в СИЗО на шесть месяцев следствия. Я уже не скажу, что арест произвели ночью, что само по себе является нарушением, не говоря о психологическом давлении на допрашиваемого.


Как шел суд – это долгая и утомительная история. Следователь прокуратуры заявил родственникам, что если вы выплатите за нанесенный замдиректора и главным инженером ущерб, то их наказание не будет связано с лишением свободы (на это указывало и соответствующее распоряжение президента, связанное с либерализацией наказания). Трудно описать, как собирались нами эти деньги. Несли все, кто мог чем-то помочь. В общей сумме наши родственники внесли свыше 15 млн. сумов – это 15 тыс. долларов (до сих пор некоторые еще в должниках ходят). За главного инженера внесли, по-моему, до 3 млн. сумов, хотя с каждым раз сумму следователь поднимал и довел до 50 млн. сумов – такое никто потянуть не смог. Директор фабрики, по слухам, продал три участка и откупился, он не сидел в тюрьме, за него отсиживались его подчиненные. А министр... он через три месяца умер.


Но обвиняемых обманули. Прокурор просил посадить шурина на 4 года, а З.Исаев дал 7 лет тюремного заключения! То есть судья дал больше, чем требовало обвинение. Чихать он хотел за внесенные суммы, потому что З.Исаев – сам себе бог! Он не слушал, как из клетки кричал ему А.Рахимов: «Вы написали тут нереальные цифры! Это же арифметическая ошибка, подсчитайте сами!» Судья был, наверное, не в ладах с математикой, он только отмахнулся, мол, пересчитаем и полностью вписал прокуроское обвинение в судебное решение. Ничего не изменил. Такое складывалось впечатление, что доказательства адвокатов, ни факты, ни показание свидетелей для него не существовало. Наказывала прокуратура руками З.Исаева. Или это была обычная схема узбекского правосудия?


В газете «Народное слово» писали, какой вред нанесли эти «проходимцы». Журналист лично не встречался с подсудимыми, он просто списал все с обвинения. Но при этом не сказал, что новые руководители потом разорили фабрику, один из них даже ушел, украв телефонный аппарат. Здания фабрики сейчас переоборудованы в торговые ряды. Производство сведено к минимуму. А ведь А.Рахимов уже создавал СП, были хорошие связи с зарубежьем, шла валюта, работал дом отдыха...


Лишь аппелляция спасла от несправедливого приговора А.Рахимова. Его выпустили, лишь дав в наказание опять-таки штраф. Он не успел отсудить обратно суммы, которые обманным путем выцедила прокуратура у семейства Рахимовых. Потому что в тюрьме его заразили, и через два года он умер от неизлечимой болезни. И мы уверены, что в этом есть вина З.Исаева. Главного инженера через два года выпустили на свободу. Уверен, что и он скрежет зубами от ненависти, когда слышит имя Закир Исаев.


Второй раз я встретился с этим судьей по делу бизнесмена Санджара Умарова и Нодиры Хидоятовой. Судья старался сделать все, чтобы не допустить независимую прессу на заседания, находились сотни причин для этого. Но нам удавалось все-таки присутствовать в зале. И мы видели спектакль. Судья не слушал доводы адвокатов, он мило беседовал с прокурором. Он ничего не сказал о том, как железнодорожный чиновник и таможенник брали взятки, словно, это естественно, не осудил их за это уголовное деяние. Потому что те лица выполняли роль в спектакле, а разве актеров судят? З.Исаев обязан был наказать С.Умарова за то, что тот решился поставить свою кандидатуру на президентские выборы в 2005 году (а они по Конституции и должны были тогда состояться). Этим самым он бросил вызов Исламу Каримову, который не видел никого в качестве главы государства, кроме себя. И поэтому судья пропускал мимо ушей все факты и аргументы защиты, его дело было не взвешивать их против обвинения, а наказывать волнодумцев.


Конечно, И З.Исаев выполнил роль палача великолепно, за что, наверняка, получил благодарность от правителя. Потом ему доверили и дело по андижанским событиям, и тут он показал полное отсутствие нравственности и морали, превратив закон в орудие для расправы. Суд стал политическим фарсом. И многие андижанцы надолго запомнили, как вел судилище З.Исаев. Для меня он вообще стал олицетворением чего-то мерзкого и подлого. Прокурор Вышинский или те, кто вели «тройки» в 1930-х годах – это люди из его сферы, они все одного типа.


И вдруг теперь З.Исаев просит убежища у западного мира, который страшно ненавидел и участие которого в Андижане он считал доказанным. С чего это он бросится туда? Может, потому что он поругался с другом-прокурором, вместе с которым они организовывали политические процессы над инакомыслящими или превращали невиновных в преступников? Или ему не дали должность судьи Верховного суда, о котором он, наверняка, мечтал и поэтому обиделся? Или не продвинули по служебной лестнице в Минюст или в аппарат Президента, чем нанесли оскорбление его гордости? Медальку не повесили на грудь, что также унизило? Что?!!


З.Исаев никогда не расскажет о своих истинных мотивах. Потому что знает, что играл он по кровавым правилам, и нет ему места в демократическом мире. А по ним и Запад может наказать. Он летом 2007 года написал письмо президенту И.Каримову (

Понятно, хозяин прекрасно знает, что из себя представляет судья. И поэтому его решение наказать мятежника и предателя является вполне логичным. Кто получает подаяние от руки, тот должен помнить, что эта рука дает и пощечину. З.Исаев лишь изменил хозяину, но не себе. Он ищет выгоду даже от предательства.


Пока он ищет спасения на Западе. И я уверен, что он его получит. Потому что Европа и США захотят узнать, какие команды давал И.Каримов, чтобы разделаться с противниками, кто был соучастником, как планировались эти акции, что на самом деле было в Андижане, и вообще, что твориться на тайной кухне государства. А З.Исаев – хороший свидетель этому. Может, так будет копиться материал для Гаагского суда по президенту Узбекистана, не знаю... Естественно, Исаев будет обелять себя и доказывать, что был всегда честным и справедливым, он следовал духу закона, боролся с коррупцией...


Не знаю, поверят ли ему. Уверен, что нет. Просто политика порой превыше морали, и на его преступления просто закроют глаза. Я не верю этому человеку. И не хочу, чтобы З.Исаев мог воспользоваться способом спасения, которым прибегают жертвы, а не палачи. Он не имеет права на политическое убежище!


З.Исаева ждут в аду. Другого места ему на планете нет.



Другие статьи в литературном дневнике: