Позвони мне, позвони

Алишер Таксанов: литературный дневник

Особенно поражает меня в Швейцарии – развитость коммуникаций. Телефонной проблемы здесь нет уже давно. Телефонные автоматы – это какие-то информационные центры, расположенные на всех улицах, даже в деревнях они есть. Во всяком случае у любого почтового отделения можно увидеть будку. Причем кабина может быть квадратная, цилиндрическая, или вообще свободная – без крыши и стен. Внутри есть сам телефон, Интернет с возможностью отправить СМС-сообщение, е-мэйл и факс.


Больше всего мне нравится то, что можно звонить в любую точку мира, не нужна тут никакая телефонистка, набирай номер, вставляй кредитную телефонную карточку (или бросай монеты) и звони. Кстати, если сам не хочешь звонить, мол, дорого, то сообщи номер автомата, и тебе в будку перезвонят. Классно! Единственная проблема - не всегда качественная связь в Узбекистане. Наши чиновники любят хвастаться, мол, у нас цифровые линии, мы догнали Запад. А я на своей шкуре убедился, какая отвратительная телефонная линия в Ташкенте - с трудом порой пробиваюсь, вместо слов слышу лай и писк. А иногда вообще не слышу собеседника...


Карточки можно купить как на почте, так и в киоске. Есть «Швицком» по 10 и 20 франков, но их хватает на немного. Во всяком случае видно, когда разговариваешь с Узбекистаном, как мелькают на дисплее цифры, уменьшающие в значении. Еле на 20 минут вытягиваешь, а потом карточка – квырк-квырк – уже пуста. Лучше всего покупать других посредников, например, «Телелини», «Финлиния» - их хватает на два часа беспрерывного разговора. Один раз мы нарвались на аферу – купили карточку «Глобал Нет», звоним по одному из приемных номеров, а там все время сигнал «занято». Как не пытались пробиться – ничего не получилось. А потом этот номер вообще исчез. Попытка сдать карточку и вернуть 20 франков не увенчалась успехом. Продавец махал руками, мол, ничего поделать тут нельзя, придется проглотить вам горькую пилюлю.


В общежитии в Фолкетсвиле африканцы торговали какими-то паленным карточками. Их охотно покупали, так как тоже хватало на достаточно приемлемое время разговора. Но если на том конце провода давали «отбой», то автоматически улетало 10 или 20 минут времени, и поэтому желательно было быть уверенным в том, что вашего звонка ждут.


В стране практически все дома телефонизированы, стационарные телефоны могут иметь те, кто или гражданин, или имеет официальный статус беженца («Б» и «Ф», «Ц»). Что касается мобильной связи, то «трубки» носят даже непризнанные беженцы.
Мне же понравилась одна вещь, которую я узрел на вокзале Цюриха, пока ждал товарища. Я стоял у телефонных автоматов. Мимо прошла женщина, пальцем поковыряла в щелочке для монеток, что-то там ища. Понятно, что она там искала, - оставленные деньги: ведь не все разговаривающие проверяют, выдал ли автомат сдачу от разговора. Она прощупала все десять автоматов.


Через десять минут прошелся тем же курсом бомжеватый мужик, но тоже ничего не нашел. Еще через пять минут – солидно одетый седоватый мужчина, тут я вообще чуть не упал. Убедившись, что денег никто не оставил, этот человек недовольно хмыкнул, и пошел вниз по эскалатору.
А потом кто-то звонил на автомат: звонок гудел минут пять. Но никто не подходил. Меня так и подмывало подойти и снять трубку. Но не стал этого делать. Что я отвечу неизвестному? И зачем?


Звонить из дома в другие страны тоже нужно знаючи как. Например, мы поставили телефон на квартиру, потом позвонили один раз в Ташкент (линию обеспечивала «Швицком», после пришла такая сумма за 10 минутный разговор, что у меня волосы дыбом встали. Это было в 3 раза дороже, чем использовать карточку. Потом выяснилось, что можно также с этого телефона звонить другим посредникам и перезванивать в Ташкент. Все это швейцарцы и делают, просто предварительно через Интернет выясняют самые дешевые тарифы. Просто мы этого не знали.
А потом звонит мужик из «Швицкома» и предлагает льготы для звонков в Ташкент, мол, будете оплачивать лишь 50%. Мы согласились. Но ни разу так и не звонили. А потом – бац! – приходит счет на 50 франков лишь за то, что мы согласились на эту услугу. Звонишь – не звонишь, это твои проблемы, а платить нужно. Тьфу, вот как нас провели. Еле отказались от этого. Ито пришлось за отказ платить дополнительно 30 франков.


Телефон плох и тем, что номер может быть известен коммерсантам. Начинаются звонки, типа, купите то, сделайте это, это будет вам хорошо. Спасало то, что мы отвечали «Их ферштехе нихт, энтшулдингунг!» (я не понимаю вас, извините!). Когда не фурычишь в языке, то какой спрос? И не до вежливости.
И все же... Позвони мне, позвони...



Другие статьи в литературном дневнике: