Батяня, останься атаманом!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ну, как и ожидал, Ислам Каримов наперекор всем конституционным нормам пойдет на новый президентский срок. Конечно, хотелось бы мне дать ему тюремный срок, но это будет, может, в будущем, ведь сербский диктатор Слабодан Милошевич не избежал этого, а чилийский фюрер Аугусто Пиночет просто лишился всех приведегий и званий и успел уйти в мир иной, прежде чем начался над ним процесс.


Сегодня все узбекские масс-медиа заверещали как сороки о том, что партия УзЛиДеп (это типа, жириновцы, то бишь либералы) выдвинула кандидатом в главы государства действующего тирана-узурпатора. Этого и следовало ожидать. Потому что сами партийцы не «воспитали» своего лидера, они хотят «использовать» уже имеющегося в стране. Вообще-то, за 16 лет я не слышал ни одного политика от партий, какие были и ныне есть в Узбекистане.


Представляете, узбеки прекрасно знают российских политиков – Жириновского, Явлинского, Гайдара, Хакамаду, Панфилову, Зюганова, Старовойтову и др., практически всех министров и руководителей регионов. Но мало кто в жизни видел первых лиц пяти действующих партий Узбекистана (я, например, никогда) и, тем более, слышал что-либо о них. Представляете, есть партия, а ее никто не видит, словно, ушла в подполье. Есть у нее фракция в парламенте, а народ даже их депутатов не знает. И вообще трудно понять, чем одна партия отличается от другой – все имеют одинаковую платформу, взгляды и, самое главное, все поддерживают Каримова.


Только, может, чиновники знают в лицо министров и хокимов (губернаторов, мэров). Я даже ночью могу описать портрет министра обороны Сергея Иванова, а ФИО узбекского его коллеги не знаю, как, впрочем, и фото не видел. Тоже самое про министров иностранных дел, внутренних дел, здравоохранения, высшего и среднего образования, культуры и спорта, председателей комитетов и концернов, союзов и ассоциаций, компаний и прочих ведомств. Не знаю, кто является мэром г.Ташкента или губернатором Ташкентской области, не говоря о других областях и районов.


Только не подумайте, что я ленивый и не интересуюсь общественно-политической жизнью. Напротив. Просто эти люди никогда не высовывались, не светились. Никто не знает их позиций, мировоззрения, программ. Они не выступали перед народом, не давали интервью. Потому что их ставит и снимает президент Каримов, они подотчетны только ему.


Ни партийцы, ни госчиновники – это не политики, а шестеренки (точнее, «шестерки») в государственно-политической системе авторитаризма. Единственным фараоном является Ислам Абдуганиевич, его пирамида власти строится на терроре, коррупции, средневековой морали и мракобесии. Абсолютная власть развращает абсолютно, как сказал один мудрец.


Но вернемся к ситации, сложившейся в партийной схеме. Вообще-то это старая сказка для Узбекистана, когда можно претендовать на пост от партии. В 1992 году Ислам Абдуганиевич выдвинулся от Народно-Демократической партии Узбекистана, которая чуть ранее была коммунистической. Сделаю отступление: помню, как отца в 1994 году парторг в Институте философии спросил гневным голосом: «Арслан Касымович, почему вы игнорируете наши заседания и собрания, мы вынуждены будем внести вам выговор в личное дело». Отец: «А что, возродилась КПСС?» - «О чем вы говорите! – возмутился парторг. – Коммунисты запрещены в Узбекистане. Я говорю о нашей партии – народно-демократической!» На это отец сказал: «Это вы – люди-перевертыши, спокойно трансформировались в НДПУ, а я был и остался коммунистом. На ваши заседания я ходить не намерен, так как в такую партию не вступал и ее программа меня не интересует». Парторг отвязался, злобно сверкнув глазами.


Так вот, недолго пробыл в лидерах НДПУ И.Каримов, так как, якобы, президентский пост запрещал ему состоять в партиях. Зато в 2000 году он выдвинулся от наспех сформированной партии «Фидокорлар» («Самоотверженные»). Эта партия давно самоотвернулась от народа, так как про нее и сейчас мало кто знает. Конечно, официальные социологи дадут справку, что чуть ли не 50% страны верят партиям и 90% видят различия в них, а 100% знают об их существовании.


Приходит на память одна история. В 1999 году на парламентских и местных выборах официальные власти настоятельно «рекомендовали» некоторым бизнесменам подать заявки на участие, мол, это есть видимость плюрализма и возможности быть в политике всем людям, а не только чиновникам и мафиози. Мой друг-однокурсник тогда работал в КБ «Трастбанк». Он мне сказал, что вначале вступил в партию «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), а потом перешел через три дня в «Фидокорлар», чтобы продвинуться в городской совет именно от них. «Ты поменял партию? – тогда удивился я. – Ты хоть читал их программу, устав, знаешь их цели?» - «Мне начихать на партии, меня просто заставляют в этом участвовать, хотя на 100% я знаю, что пройдет другой человек, тот, кто устраивает городской хокимият и чья фамилия давно утверждена президентом», - честно признался он. После выборов, провалившись, естественно, он вышел из этой пятиминутной организации.


А как же теперь? Теперь Каримов выдвигается от УзЛиДеп. Нынешний подход – это как бы стенания народа и его мольбы не покидать любимого вождя свою страну, остаться на посту и вопреки законам. "Партия исходит из необходимости... обеспечения стабильности, мира и благополучия в стране, продолжения начатых в Узбекистане масштабных реформ по дальнейшей либерализации, демократизации в сфере экономики, общественного и государственного строительства, формирования сильного гражданского общества", - говорится в официальном сообщении УзЛиДеП. Партийцев не смущает правовое отсутствие такого подхода. Впрочем, впервые ли это делается? Когда в Узбекистане и кто соблюдал Конституцию и законы? И.Каримов и демократия, закон, права человека – понятия абсолютно противоположные.


Чтобы в стране была видимость межпартийной борьбы, И.Kаримов приказал партийцам выдвинуть своих кандидатов. Так, 28 сентября 2007 года пленум Социал-демократической партии Узбекистана "Адолат" ("Справедливость") выдвинул в качестве кандидата в кандидаты первого секретаря Политсовета партии Дилором Гафуржановна Тошмухамедовой (1962 года рождения), 29 сентября Национально-демократическая партия "Фидокорлар" – первого секретаря Ахтама Саломовича Турсунова (1954 г.р.), 2 октября Демократическая партия "Миллий Тикланиш" – председателя Центрального Кенгаша (Совета) Хуршуда Набиевича Дустмухамедова (1951 г.р.), 3 октября генерального секретаря Центрального Комитета НДПУ Аслиддина Ашурбаевича Рустамова. Конечно, соответствующие съезды/курултаи утвердят их.


Вопрос в другом: хотят ли эти люди быть президентом. Может, такие амбициозные мечты и есть. Но они понимают, при живом Каримове им никогда им не стать. Можно было бы считать это в качестве поговорки: главное не победа, а участие. Однако участие в этом может для них потом плачевно закончится. Ведь такого же «конкурента» Абдулхафиза Джалалова из НДПУ, который признался, что голосовал за оппонента, Каримов все равно не пощадил и снял со всех должностей. Хотя чуть ранее «уговорил» его составить ему конкуренцию.


Поэтому нынешние выборы – это не президентская гонка, а игра президента. А я вспоминаю А.Пушкина и его слова:
"Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле..."



Другие статьи в литературном дневнике: