Мыльный пузырь туризма

Алишер Таксанов: литературный дневник

...Или несколько слов о Ташкентской туристской ярмарке



На узбекских сайтах Интернета прочитал, что в Ташкенте завершилась очередня ярмарка «Туризм по Шелковому пути». Она проводилась в 13-й раз в столице Узбекистана и имеет статус международной. К сожалению, уже второй раз я по объективным причинам не могу посетить это мероприятие и встретиться с представителями фирм, экспертами и аналитиками, всеми теми, кто имеет отношение к индустрии гостеприимства. Потому что непосредственный контакт и общение, изучение ситуации на месте лучше газетных статей, которые я ныне читаю из Всемирной киберпаутины.


И все же за неимением иного попробую дать оценку, как обстоят дела в туризме Узбекистана. Для начала я заглянул на портал «Деловой партнер» (

Все прекрасно для рядового читателя-обывателя, не очень сведущего в экономике, однако у меня некоторые цифры вызвали недоумение. Я не знаю, что может вырасти у «экономического показателя» - кличество букв в словосочетании или размер шрифта? Потому что есть конкретные индикаторы, которые измеряются в натуральных и стоимостных единицах: объем продаж, валовой доход, прибыль, фондоотдача, фондоемкость, капиталоемкость, оборачиваемость капитала, рентабельность, количество реализованных путевок, обслуженных клиентов и т.д. И поэтому мне непонятно, что означает рост с 45 млн. до 51 млн. сум – это валовой объем отрасли или прибыль, финансовые расходы туристов или доходы предприятий? Если это прибыль, то 51 млн. сумов – это явно смешная цифра для такой отрасли как туризм. В переводе на доллары это чуть больше 40 тыс. долларов – размер дневного дохода районного супермаркета.


Если же это доллары, то тогда все становится на место, однако все же требуется уточнить, что скрывается под этими денежными знаками – прибыль или оборот отрасли. Радует, что местный туризм пользуется интересом у граждан Узбекистана. Однако уже в течении десяти лет количество иностранных туристов, обслужанных отраслью, никак не перешагивает за 300 тыс. человек. Хотя постоянно слышаться возгласы, что тут есть значительный рост. Где? Наверное, в мировом туризме, но не в Узбекистане. Во всяком случае вышеприведенные цифры меня не убеждают.


Далее, газета «Деловой партнер» пишет: «Сегодня мы стараемся развивать туризм не только со странами Европы, но и активно ведем работу по установлению взаимоотношений в сфере туризма с такими странами Азиатского региона как Сингапур, Индонезия, Бруней, Малайзия и т.д.». Хорошие планы. Только насколько обоснованы работы НК «Узбектуризм» по открытию представительств в азиатских государствах, например, Пакистане, Египте, Малайзии – разве объем туристов оттуда превышает европейский? Насколько я помню, самыми туристсконаправляющими странами для Центральной Азии и Узбекистана, в частности, были Франция, Германия, Италия, США, Великобритания, Япония. Но есть ли там офисы компании? Упрощенный порядок выдачи виз узбекское правительство предоставило в основном европейским гражданам. Что же делается для азиатских – тут газета промолчала. Или не раскрыл сути «Узбектуризм»?


Читаю далее: «Основной же задачей, поставленной перед работниками сферы туризма, является вывод данного сектора экономики на уровень 42% ВВП в период до 2010 года», – отметил на состоявшейся накануне пресс-конференции председатель НК «Узбектуризм» Захид Хакимов».


Меня эта цифра буквально убила. Такой объем туризма в ВВП имеется лишь на островных государствах, где другие отрасли незначительны, а вот воды, пляжа, ананасов, пальм и солнца предостаточно. Потому что там больше нечем заняться и нечего предложить. В экономически развитых государствах сектор гостеприимства не превышает 25%, потому что более высокий удельный вес говорит об однобокости народного хозяйства. Если случиться какой-либо политический кризис, типа 11 сентября 2001 года в США, или природная катастрофа, что имела место в 2004 году в Юго-Восточной Азии из-за цунами, то первым делом пострадает туризм и связанный с ним сферы. Как домино начнут рушится экономические системы с огромной долей двух-трех отраслей. Поэтому недопустимо, чтобы одна отрасль доминировала, а показатель в 42% ВВП – это именно так.


Ныне туризм в Узбекистане занимет около 1% ВВП (если взять за расчет прибыль в 51 млн. долларов) и как за три года его поднять до 42% - это одному богу известно или тому экономисту, который произвел подобные расчеты. Может, за счет того, что перестанут функционировать промышленность, сельское хозяйство, строительство и др. сектора, и 1% легко станет 42%-ми?


На сайте ИА «УзА» прочитал другую статью (http://uza.uz/ru/business/1034). И там приводятся мнения специалистов, что «до 2010 года число туристов, посещающих страну, увеличится в 3,5 раза. Этому должны способствовать удобства для иностранных инвесторов, налоговые льготы, здоровая конкурентная и предпринимательская среда». То есть, если брать в расчет эти цифры, то к концу 2010 года в стране будет отдыхать почти 1 млн. иностранцев. Если до сих пор объем свыше 300 тыс. человек были непреодолимым барьером, то как сделать такой резкий скачок за тысячу дней?
Инвесторы... здоровая конкуренция... налоги... предпринимательская среда... Разве этого не было раньше? Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего? И чем обоснован завтрашний?


Я не стану говорить, как прошла ярмарка – сам там не был, не видел, не знаю. Надеюсь, что она была успешной для участников. Однако бы, как журналист и эксперт, обязательно обратился к руководству НК «Узбектуризм» предоставить Программу развития туризма до 2010 года, которая как почему-то остается государственной тайной. Потому что нигде я ее не видел – ни в газетах, ни на сайте национальной компании, ни в частных фирмах, ни в вузе, где готовятся специалисты для туризма, ни на базе данных «Право». Почему? Какой секрет несет эта Программа? Почему ее не хотят публиковать?


Задал бы вопрос: а каков объем поступлений в Фонд развития туризма, на что пошли ее средства? Есть ли отчет о выполнении предыдущей программы, которая охватывала период до 2005 года, - каковы ее результаты? Почему нет интересной информации на сайте «Узбектуризма», где перепечатываются лишь материлы ИА «Жахон», «УзА», газет «Правда Востока» и «Народное слово». А где собственные материалы, или отделы компании ничем не заняты?


Авторы статей приводят мнения некоторых экспертов о том, как иностранцы мечтают приехать в Узбекистан и зарубежные фирмы стремятся наладить контакты с узбекскими партнерами. К сожалению, даже в Европе мало кто знает о нашей республике. Можно кривиться в ухмылке, мол, какие необразованные эти люди, но легче от этого туризму не станет. Нужно продвигать страну на информационные рынки. Тут нужен упорный труд, серьезная программа действий и, безусловно, средства. Китай, Мексика или Индия вкладывают десятки миллионов долларов на маркетинг и рекламу. А сколько дает НК «Узбектуризм»?


Вспоминаю бессмертную повесть Ильфа и Петрова о похождениях Остапа Бендера. Жителям Васюки он обещал организовать межпланетный турнир по шахматам и даже перевести столицу в эту деревню. И как верили ему люди, пока тот не прокололся на игре...
13-я Ташкентская ярмарка, может, и показала успех узбекской индустрии, но я, к сожалению, из прессы мало в этом убедился. Зато уверился, какие прожекты строят некие столичные «остапы бендеры».



Другие статьи в литературном дневнике: