А у нас все-таки было лучше

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Меняю обретенную реальность на утраченные иллюзии».
Владимир Туровский, Канада


Меня всегда раньше интересовала школьное образование на Западе. Я думал, что там все на мази, то есть продвинутее нас, дети растут вундеркиндами. Да, у них в каждом классе есть компьютер, но ведь это еще не факт продвинутости. Тут совершенно малопонятная для меня методика обучения. Не буду много говорить по этому поводу – страниц не хватит, и я устану писать об этом. Просто расскажу следующее...


Сегодня супруга рассказала о проблемах старшей дочери на уроке физкультуры. Нет, не подумайте, что Азиза сачкует от этого предмета, хотя в Узбекистане не все девочки любили его. Просто здесь урок ведет не профессиональный учитель, то есть тот, кто имеет диплом от специализированного института, например, спорта и физической культуры, и знает соответствующую педагогику и психологию, спортивную медицину и может оказать первую помощь, а также обучает тем или иным движениям. Классный руководитель говорит детям, что нужно сделать, но при этом сама ничего не показывает и не делает. Не пойму, что это за учитель такой?


Она приказала детям взяться за кольца и раскачаться. Раскачивает сильно, аж до потолка. Моя младшая дочька Зарина признается, что боиться больше всего именно этого упражнения. Старшая заявляет, что руки скользят с колец, можно сорваться вниз. Маты кладут только под ногами, но когда расскачиваешься, то вылетаешь за пределы мата.


Так ЧП все-таки произошло. Одна девочка шмякнулась далеко от подстилки и осталась лежать. Дети испугались, подбежали. Девочка не двигается, стонет. Не думайте, что учительница оказала медицинскую помощь. Она стала звонить на мобилку родительнице и просить, чтобы она приехала и отвезла дочь к врачу. Вы представляете, какой маразм. Может, дорога каждая минута, а учительница просит это сделать другого человека. Никакой ответственности она, наверное, за жизнь и здоровье ученицы не несет, иначе бы не вела себя так спокойно. Не известно, как быстро может приехать мать (все зависит от расстояния и возможности отпроситься), есть ли у нее машина и т.д. Кроме того, учительница стала успокаивать детей тем, что бывают случаи со смертельным исходом, а тут ученица жива, все хорошо... Ничего себе успокоила!..


Я был поражен такому отношению. В Узбекистане эту фрау «лерерин» я бы по судам затаскал, не говоря о том, что поставил вопрос ребром о ее праве вести предмет спорта и физкультуры без соответствующего диплома. Тут совсем иной подход.
Младшая дочь в первое время боялась заходить в воду. Она говорила, что ее учительница сидит на скамейке, а дети кувыркаются в воде. Если ребенок утонет, то как она поможет, если та в одежде лишь с «берега» подает команды? В другой школе (в городе Волкетсфиль) там хоть был специальный спорттренер и он в плавках входил в бассейн с детьми. Хотя нельзя сказать. Что тоже был внимательным. Так как моя дочь несколько раз захлебнулась, и после этого наотрез отказывалась посещать уроки плавания. Лишь через полгода я, купив абонементы в бассейн, сам «приручил» ее к воде.


Вообще, думая о школьном образовании, я все время убеждаюсь, что лучше советской системы нет. Потому что мы получили большие знания и практику. Мы изучали то в старших классах, что здесь проходят лишь в университетах. Конечно, если бы не вранье про КПСС и кое-что иное, то остальные предметы на порядок выше. Я в своем классе прочитал учительнице из своего аттестата, что в 10 классе у нас было 18 предметов, тогда как в гимназии у них, со слов Сюззан, всего лишь 8! У нас были профильные учителя, а у них тут все ведет один учитель, как в младших классах. Ну не может быть корректным в дисциплинах преподаватель, который ведет сам литературу, географию, историю, математику, физкультуру, иностранный язык. Потому что есть специфика преподавания того или иного предмета. И не ждите, что учитель поможет вам разобраться в задачках или примерах. Она рассказала тему, а дети сами должны «доганять», что к чему. Не «догнал» - твоя проблема. Из-за этого моя дочь, отличница, тут скатилась до троешницы, и ей страшно обидно за это. Потому что Азиза умнее многих, но из-за проблем осмысливания задач на немецком не всегда верно решает (то есть делает не те действия).


Кстати, Зарина уже во втором классе, а считает десятки... по таблице. Она не умеет решать их столбиком. Для нее пытка решить 55-20 или 40+13, она сидит и лупит в таблицу, делает ошибки при подсчетах. У меня глаза на лоб полезли. Я пытался ей пояснить, как можно решать столбиком двухзначные числа, но она не поняла. Видимо, этому не обучают в школе. Чем они там занимаются?.. Да, и только сейчас они начали учиться писать прописью. Пишет огромными буквами. А в первом классе они изучали только печатными. Нам остается только развести руками. Такими шагами многому не научишься...


Моя сестра училась в Ташкентском медицинском институте, десять лет проработала стоматологом, слыла как хороший врач, клиенты к ней так и шли. В Германии ее завалили, не дали подтвердить диплом. Хотя сестра утверждала, что сталкивалась с фактами неправильного диагноза и лечения, и вообще она поражалась порой безграмотности немецких врачей...


По-моему, за фразами «европейское образование» нет ничего особого, кроме конфетти. Это просто мишура, яркая обертка. На самом деле советское образование было намного продвинутее и сильнее.



Другие статьи в литературном дневнике: