Контракт заключенного и начальника тюрьмы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ознакомился с анкетой-заявлением, что подают просители на выезд за границу в районные и городские отделения МВД Узбекистана. Полный нафталина этот документ, анахронизм вопросов и сама суть всего документа веет от советского прошлого. Я многое не понимаю, зачем эти сведения нужны милиции, что они дают при определении выезда?
Например, удивил вопрос, укажите если есть гражданство другого государства. Если человек имеет паспорт другого государства, то зачем ему обращаться в узбекское МВД? Ведь выезжать за границу он вправе по своему национальному паспорту и никакого разрешения от узбекских властей ему не требуется. Как может Узбекистан запретить покидать свою территорию гражданину Китая, США, Чили, Анголы? А двойного гражданства у нас не предусмотрено.
Требуются данные прописки, национальности, номера паспорта... Странно, но ведь все это есть в базе данных МВД, к чему повтор?
Цель выезда - тоже требование в анкете. Конечно, если человек собирается на войну в Сирию или Ирак, он не укажет на это, а напишет туризм в Таиланд или поехать к бабушке в Корею. Сам по себе вопрос бессмысленный, потому что один раз человек едет как турист, потом как пиллигрим, потом может в командировку, может быть сотоня целей и причин, но все же это не пропишешь и нужно ли это? Если человек хочет загранпаспорт, значит, он уже намерен уехать куда-то. И никто не вправе его останавливать, если нет серьезной на то причины.
А как вам этот вопрос: "Были ли на Вас за период работы (учебы, службы) оформлен официальный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну? Имеете ли Вы договорные, контрактные обязательства, препятствующие выезду за границу?"
Если это и было, то нужно определиться, то это в какой мере ограничивает человека от поездки? В условиях мира цифровых технологий и коммуникации любой секрет за секунду можно перебросить на другой конец планеты или даже на Луну. Так стоит ли человека останавливать из-за этого? Можно просто напоминить, что не следует болтать о секретах за рубежом. А если он учился в другой стране и был допущен к тайнам этой страны, то является ли это основанием для отказа выезда из Узбекистана? А если это секреты СССР, то накладывает ли обязательство на гражданина независимого государства? И какие контрактные обязательства могут запрещать человеку поехать отдыхать в Турцию или на Кипр? Что за репрессивный такой контракт? Это контракт между заключенным и начальником зоны что ли?
Пункт 14 "Выписка из трудовой книжки о моей трудовой деятельности за последние 5 лет" - кому интересно, где работал человек? Какая в нем заложена информация, чтобы сотрудник МВД мог принять решение о выдаче загранпаспорта? Зачем ему сверять что-то с трудовой книжкой? Почему заявитель вынужден обращаться к работодателю, чтобы тот заверил его анкету печатью, предварительно вычитав трудовую книжку. Какое дело работодателю, хочет или нет работник поехать за границу? Он не может никак припятствовать этому, а ведь отказ ставить печать, подпись и сравнивать данные можно трактовать как нежелание отвечать затем перед милицией.
А пункт 15 "Сведения о моих близких родственниках: супруг (супруга), отец, мать, дети, бывш. супруга (супруг) – при наличии детей от совместного брака" - это как вам? Зачем вписывать в свое желание выехать за пределы Узбекистана сведения о родственниках? Что даст милиционеру, если он узнает, кто у меня мама и папа, сколько у меня детей или было жен? Эти сами по себе сведения никак не влияют на выдачу документа, ибо не рекгулируют саму суть. Если есть какие-то обязательства, то человеку скажут уже на границе, на КПП, где есть база данных, включая неуплата за коммунальные услуги и алименты, и кем был прадедушка до Великой Октябрьской революции.
И последнее - пункт 16: "Мне известно, что заведомо ложные сведения в заявлении могут повлечь отказ в выдаче разрешения на выезд за границу".
Чтобы не было лжи - не задавайте вышеуказанных вопросов, не имеющих смысла и уголовной составляющей. Человек вправе не говорить о своей работе или жене, ведь МВД - не судебный орган, где все обязаны отвечать на вопросы суда, и сами вопросы - не следствие по уголовному делу.
Кстати, о пункте 16. Нечто подобное мне предъявили в 2006 году, якобы я внес ложные сведения в заявление. Ложью была не сама информация в анкете, а то, что я хотел поехать в туризм, а должен был почему-то указать служебную командировку. И я не понял, откуда такая формулировка взялась и почему я так обязан делать? Сотрудники Мирзо-Улугбекского РУВД, а также МВД не сумели мне пояснить, да и не стали, а просто тупо отвечали, что я нарушил этот пункт. Никакой логической линии в их позиции-утверждении я не увидел.
На мой запрос в городское УВД начальник Рустам Джураев отмолчался, зато ранее говорил о холиварщиках, что мутят воду в криминальной информационной сети и возводят напраслину на бравых и бесстрашных сотрудников правопорядка, которые не раздевают женщин, не берут взятки, не следят за проститутками и, конечно, не крышут валютчиков.



Другие статьи в литературном дневнике: