Когда консулы в почете

Алишер Таксанов: литературный дневник

События в Узбекистане опережают мои размышления, которые я хотел изложить на страницах своих блогов. Видимо, группа экспертов, работающие на правительство, осознают необходимость проведения серьезных реформ в той или иной сфере и отрасли народного хозяйства, и готовят соответствующие проекты решений для президента и премьер-министра. Это радует. Какие-то сподвижки происходят, пускай медленно, пускай не всегда радикально, н все равно система меняется.
Особенно это заметно в рамках международных отношений. Вот, к примеру, 5 января указом президента Шавката Мирзиёева «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» с 1 февраля вводится безвизовый режим сроком на 30 дней для граждан еще 45 стран: Австралия, Австрия, Аргентина, Босния и Герцеговина, Ватикан, Люксембург, Венгрия, Бруней-Даруссалам, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Андорра, Лихтенштейн, Монако, Бельгия, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Латвия, Литва, Монголия, Новая Зеландия, Португалия, Болгария, Республика Кипр, Мальта, Польша, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Чили, Румыния, Словакия, Великобритания, Бразилия, Финляндия, Черногория, Чехия, Швейцария, Эстония.
Следует добавить, еще в феврале 2018 года вступил в силу указ о введении безвизового режима сроком на 30 дней для граждан семи стран (Израиля, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Турции и Японии), затем уже в марте добавился Таджикистан, в октябре — Франция, с 15 января - Германия.
Расширение безвизовой зоны, безусловно, будет способствовать увеличению туристского потока. Другое дело, что для этого необходима соответствующая работа. Не во всех этих странах ведают об Узбекистане. Часто нас путают с Пакистаном и Афганистаном, что не делает позитивное восприятие (это связано с войной и экстремизмом, чрезмерной религиозностью и слабым соблюдением прав и свобод человека). Если же упоминать о нашем советском прошлом, то сразу нас связывают с Россией (для иностранцев СССР и Россия - одно и то же). Если спросить чилийца об Узбекистане, то он подумает, чито это название лунного кратера или горы на Марсе.
Проблема в том, что ни МИД Узбекистана, ни Госкомтуризма не имеют своих представительств в большинстве указанных государств, а уповать на возможности иностранных турагентств особо не следует. Заинтересовать фирмы и прессу в освещении туристских возможностей Узбекистана должны не иностранные турфирмы, а узбекские власти и узбекский бизнес. И для этого им необходимо работать с зарубежными структурами и персонами.
Один из таких методов - это использование статуса Почетного консула (ПК). Так, граждане из числа местного населения конкретной страны, или бывшие соотечественники, постоянно проживающие в данной стране, или узбекские граждане, временно или постоянно проживающие там, могут взять на себя полномочия ПК, получив для этого соответствующее решение МИДа Узбекистана. И тогда они смогут продвигать интересы нашей республики на местные и региональные рынки, в частности, туризма, инвестиций, капиталов и т.д. Они же могут взять на себя право защищать юридических и физических лиц Узбекистана, у которых возникли проблемы в данной стране. Кроме того, организуют участки по выборам для узбекских граждан, находящихся в этом государстве по различным причинам (учеба, гостевой визит, ПМЖ, лечение, пиллигримы, работа, семья и т.д.). Естественно, вся эта работа не оплачивается из госбюджета, но ПК могут получать законный доход от оказания услуг, например, легализации документов, реализации турваучеров, выдачи въездных виз (там где режим визовой или более 30 дней), защиты или подготовки к защите на суде и т.п. Чем больше будет контактов у ПК с коммерческими и иными структурами, тем больше возможностей для его работы в рамках самофинансирования или частичного финансирования (если работа в статусе ПК не основная, а как дополнительная). Обычно такие консулы назначаются из числа практикующихся юристов - адвокатов, юристконсулов, ученых, педагогов, руководителей турфирм или гостиниц, артистов, бизнесменов, отставных военных или полицейских, журналистов и т.д. Это не профессиональные дипломаты, однако их помощь не оценима для развития отношений между странами.
Идея ПК давно должна была получить развитие для узбекской дипломатии. Однако такой бездарный и интеллектуально слабый человек, как министр Абдулазиз Камилов, не собирался давать ход. Он для этого чрезмерно труслив и параноидален, боится, как бы вышло не так и ему не пришлось бы потом объясняться, хотя "как бы вышло не так" происходило больше с его родственниками, в частности, с племянником в США в середине 1990-х годов. Камилов не готов к серьезным трансформациям, ибо свою миссию он видел только как представительскую: ходить на тусовки, подписывать документы, участвовать в переговорах - и никакой инициативы. Это превращало МИД в ведомство справок, пользы от которого не было ни народу, ни государству, ни экономике. МИД, прежде всего, это активный государственный орган по продвижению национальных интересов. Какие сейчас интересы? Это инвестиции, туризм, капитал, стабильность, международный рейтинг и статус притягательной страны. Ранее, до Мирзиявских реформ у Камилова были обратно пропорциональные действия. МИД был просто "осинный гнездом".
А ведь еще 10-15 лет назад можно было все изменить, и сейчас Узбекистан находился бы в совершенно другой ситуации, не в такой плачевной. Однако ни сам Камилов, ни его патрон Каримов додуматься до этого не могли. Потому что мозгами не блистали и политика их была типично коррупционно-клановая, антинародная. Такие как Камилов делали все, чтобы государство все больше погружалось в трясину тирании, страха, репрессий и коррупции.
И поэтому все дипломатические должности распределялись не по целям государства и профессионализму, а по клановым и родственным интересам. Вот такой дипломатический непотизм. И Камилов был на вершине этого Олимпа. Не было не безвизового режима, не туристских программ,ни нормальных инвестиций, ничего...



Другие статьи в литературном дневнике: