Не отдадим родной земли

Алишер Таксанов: литературный дневник

О притязаниях Узбекистана и Таджикистана друг к другу



Министерство иностранных дел Таджикистана вновь выступило с заявлением, что таджикские граждане погибают на противопехотных минах, установленных узбекской армией вдоль узбекско-таджикской границы якобы в целях противодействия проникновения в страну боевиков из Исламского Движения Узбекистана (ИДУ). В ряду погибших исключительно гражданские лица, а не члены незаконных вооруженных формирований.


Ташкент же объясняет свои действия, что таджикские власти притворствуют экстремистам, стремящихся свергнуть конституционный строй, и открывают «окно» для прохода боевиков в Узбекистан. В течение двух последних лет ИДУ не раз проникало на территорию Ташкентской и Сурхандарьинской областей, вело боевые действия с регулярными частями Узбекистана.


И в этом году эксперты прогнозируют весеннее наступление отрядов Джумы Намангани и Тахира Юлдаша, лидеров ИДУ, против власти Президента Ислама Каримова.


Таджикистан находится в сложном внутриполитическом положении, когда любая искорка может воспламенить новый внутригражданский конфликт, и проблемы с боевиками им не решить самостоятельно. С другой стороны, Джума Намангани является противовесом в решении политических игр между Душанбе и Ташкентом, в частности, пока Узбекистан не выдал мятежного полковника Махмуда Худайбердыева, который в 1998 году совершил попытку захвата власти в одной из провинций Таджикистана, таджикские власти не намерены выдворять и банды ИДУ.


Между тем, таджикские власти выражают недоумения по поводу одностороннего решения официальным Ташкентом вопроса прохождения границы. До настоящего времени процесс делимитации не завершен, выявлено много спорных участков, на которые в одинаковой степени претендуют оба государства.


Необходимо заметить, что спор относительно принадлежности территорий возник в середине 20-х годов, когда от Узбекской ССР в качестве самостоятельного национально-государственного образования отделилась Таджикская ССР.


Уже тогда раздавались мнения, что из-за политической игры таджики лишились основных исторических центров своей цивилизации – городов Самарканд и Бухара. Приводились доводы, что 90 и более процентов населения в тот период и, впрочем, и сейчас, являлись таджикскими этносами, но узбекские власти, стремясь сохранить города в своем составе, переписали основную часть жителей под графой «узбеки». Попытки опротестовать эти решения были блокированы Союзным Центром, и на долгие десятилетия этот вопрос не поднимался.


С разрушением Союза ССР исчез фактор давления, и Таджикистан вновь напомнил Ташкенту о своих притязаниях на оба города. В свою очередь некоторые узбекские националисты стали претендовать на часть земли соседнего государства, заявляя, что там проживает в подавляющем большинстве этнические узбеки, а всего, согласно официальной статистики, только узбеков в Таджикистане 24,4% от общей численности населения республики. Но на официальный уровень проблемы территориальности правительства не выносили, считая необходимостью урегулировать, прежде всего, политико-экономические и социальные проблемы.


Говоря об интеграции экономик обоих государств, следует отметить, что в недавнем прошлом в производстве материальных благ Узбекистаном использовалась продукция 58 отраслей Таджикистана, и в то же время Узбекистан поставлял свою продукцию для 78 отраслей экономики Таджикистана. Межгосударственная кооперация сохранилась, и ежегодно объемы взаимных поставок утверждались правительствами. В 1999 году узбекские предприятия экспортировали в соседнюю республику товаров и услуг на $120,1 млн., а импортировали на $31,3 млн. (доля Таджикистана во внешнем товарообороте Узбекистана с другими странами составила 2,4%), тогда как в 1998 году эти показатели составляли, соответственно, $122,3 млн., $15,8 млн. (2,0%).


Однако до сих пор остро стоит вопрос урегулирования внешнего долга официального Душанбе Узбекистану, размер которого превысил 200 млн. долларов. В течение долгого времени узбекская сторона не передавала таджикской 200 вагонов-рефрежераторов, которые ей полагались по разделу железнодорожного парка бывшего СССР.


В то же время, Таджикистан не раз заявлял, что не будет больше сдерживать водные ресурсы, которые скапливаются на его территории и затапливает большие земельно-посевные площади, и он будет сбрасывать в Амударью. Естественно, это может привести к серьезным экономико-экологическим последствиям для Узбекистана.


Более того, Душанбе еще в 1996 году предлагало Ташкенту обменяться некоторыми объектами, в частности, энерголиниями (только на территории Таджикистана находится более 40 узбекских ЛЭП и трансформаторных станций), газопроводами и железными дорогами, восстановить железнодорожное и воздушное сообщение между странами. Узбекистан ответил отказом, мотивируя экономической нецелесообразностью. После долгого решения узбекские власти в августе 2000 года дали «добро» на открытие авиарейса между столицами, но после выполнения авиакомпанией «Точикистон» двух полетов, этот воздушный мост вновь был заморожен.


Долгое время Узбекистан был против включения соседа в интеграционные процессы региона, в частности, в созданное Единое экономическое пространство Центральной Азии (в последствии эта экономическая группировка была переименована в Центрально-азиатский экономический форум). В конце 1998 года эта проблема была решена положительно, но, по оценкам таджикских экспертов, результаты этой интеграции пока для их республики незначительны. Причина кроется в политических противоречиях стран.


А они накопились огромные. В период возникновения межтаджикского конфликта узбекская сторона, согласно решениям Совета глав государств СНГ, ввела свои военные подразделения в качестве объединенного контингента миротворческих сил Содружества, их доля составляла не более 15% от общей численности. Но во внутритаджикский конфликт эти подразделения не вмешивались, и через некоторое время узбекский батальон покинул Таджикистан, сосредоточив свое внимание на охране государственной границы. Его задачей было: не допустить в Узбекистан беженцев и боевиков из вооруженных сил Объединенной таджикской оппозиции, контрабандного провоза наркотиков и боеприпасов.


Взаимная неприязнь государств переросла в межличностные отношения. Президенты обоих государств не раз публично обвиняли друг друга и грозились применить санкции, в частности, в пересечении границы гражданами Узбекистана и Таджикистана. Ташкент инициировал визовой режим, более того, власти республики усложнил пребывание таджикских лиц на территории Узбекистана (не секрет, что таджикам довольно сложно получить прописку или регистрацию), часто в сельскохозяйственный сезон перекрывая границу и запрещая транзит товаров и грузов из таджикских районов в Узбекистан и дальше на север. В большей степени от этого страдают таджикские фермеры, предприниматели, трудовые мигранты, а также отдельные семьи, члены которых оказались по разные стороны границ.


Кроме пограничных барьеров Узбекистан ввел и информационную блокаду, то есть никакие новости из соседней республики не поступают в Узбекистан. Ряд журналистских организаций Узбекистана и Таджикистана при содействии международных организаций пытаются установить и развить корпоративные связи, но существующая цензура порой сводит на нет все эти усилия.


Последние действия узбекских властей по минированию вызвали острую реакцию со стороны Таджикистана. Это стало еще одним камнем преткновения в усилении «холодной войны», которая все больше охватывает оба государства. А возможное наступление боевиков ИДУ с территории Таджикистана провоцирует Ташкент на замораживание многих экономических, культурных и социальных связей с соседом.
(12.04.2001)



Другие статьи в литературном дневнике: