Минная политика Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

ГИБНУТ МИРНЫЕ ЖИТЕЛИ И ПОДРЫВАЮТСЯ СОБСТВЕННЫЕ СОЛДАТЫ


По настоящее время Узбекистан не присоединился к Договору о запрете мин, и, как считают некоторые политологи, в ближайшее время вряд ли стоит надеяться на это. 22 ноября 2000 года официальный Ташкент воздержался при голосовании Резолюции 57/74 ГА ООН по запрету мин.. Хотя страна является членом Конвенции по обычным видам оружия и его Протокола II по минам, однако не присоединилась к Протоколу II с дополнениями.


Представители узбекского посольства в Москве присутствовали в ноябре 2002 года на региональной конференции, однако никаких комментариев не делали. В ноябре 2003 года Узбекистан отказался от участия в Первой Центрально-Азиатской встрече по противопехотным минам, которая прошла в Бишкеке, официальная делегация также не присутствовала на конференции 6 февраля 2004 года в Женеве.


Точное количество противопехотных мин, находящихся в ведении Министерства обороны Узбекистана, неизвестно. Лишь просочились некоторые сведения от бывших сотрудников Туркестанского военного округа, которые могут в какой-то степени раскрыть картину:


Во-первых, существующие мины являются запасами бывшей Советской Армии, и в их числе осколочные мины ОЗМ-72, ПОМЗ и взрывные ПМН.
Во-вторых, до 1991 года на складах трех государств – Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана, входивших в данных округ, находилось около 4 млн. противопехотных и противотанковых мин, и они предназначались за охраны государственной границы вдоль южных рубежей. Подавляющая часть – производства 70-80-х годов.


Известно также, что Узбекистан не производит противопехотные мины из-за отсутствия промышленной базы. Больше половины из имеющихся ресурсов мин переданы Комитету по охране государственной границы при Службе национальной безопасности. Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Узбекистана Ахмад Саидов заявил, что в его ведомстве нет мин, и подобные боезаряды в их деятельности не применяются. Об отсутствии производства противопехотных мин в республике ранее говорил посол Узбекистана в США Садык Сафаев 31 июля 2001 года.


Узбекистан также не закупает мины в рамках военно-технического сотрудничества с Россией и другими странами. Существует непроверенная информация, что в середине 90-х годов узбекские Вооруженные силы предоставили мины для афганской армии генерала Рашида Достума с целью недопущения талибов к южным рубежам Узбекистана.


В настоящее время узбекские пограничники используют минные резервы, выделенные им Министерством обороны, и по неофициальным данным активировано 2/5 всего имеющихся запасов мин, находящихся в их распоряжении. «Мины предназначены для противодействия проникновения в Узбекистан бандитских формирований, наркоторговцев, незаконного оборота оружия и боеприпасов, - сказал представитель пограничной службы. – Если за время установки мин не погибли преступники, то это не означает, что мины не играли роль сдерживающего фактора. Партизаны лучше всех понимают, какую опасность представляют для них эти боеприпасы, и поэтому не предпринимали попыток нелегально пересечь границу». Комментировать гибель гражданских лиц он отказался. Он также не стал отрицать или подтверждать подрыв летом 2002 года узбекского бронетранспортера с пятью военнослужащими пограничных войск на собственной мине, когда совершали объезд границы.


Между тем, 23 марта 2004 года во время маневров группа военнослужащих воздушно-десантных войск Узбекистана случайно оказалась на заминированной территории узбекско-таджикской границы, и один из парашютистов подорвался на противопехотной мине, получив осколочные ранения. Местные жители доставили пострадавшего в центральную районную больницу города Исфары (Таджикистан).


Министерство здравоохранения не дает статистику смертей или ранений от боеприпасов, поскольку таких сведений им не поступает. Тоже самое заявил первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Узбекистана Ахмад Саидов: «Министерство по чрезвычайным ситуациям не занимается конкретно минной проблемой, однако любая ситуация, связанная с угрозой жизни и здоровью населению, нами фиксируется в обязательном порядке. Никаких сведений о подрыве гражданских лиц на узбекских минах в наше ведомство не поступало».


По мнению независимых экспертов, такая информация проходит под грифом «Секретно» и поэтому не может быть официально опубликована. Кроме того, по указанию местной администрации случаи подрыва могут фиксироваться уже в районных отделах здравоохранения как травмы по другим причинам. Поэтому трудно получить информацию о подрывах узбекских гражданских лиц.


Существует информация о гибели граждан соседних с Узбекистаном государств: так, таджикский пастух Элмир Пардаев 22 января 2004 года подорвался на противопехотной мине, установленной силовыми структурами Узбекистана несколько лет назад вдоль приграничных с Таджикистаном территорий. Он пас домашний скот в Ашатском районе и случайно наступил на мину, о существовании которой не подозревал. Уже через месяц – в феврале житель этого же района Махзун Кузиев погиб, наступив на узбекскую мину. 25 марта подросток, житель поселка в Канибадамском районе пас коров у таджикско-узбекской границы, и от взрыва противопехотной мины, установленной узбекской стороной, он скончался на месте.


Девятого февраля на территории Узбекистана, вблизи кишлака Кизилтилло Исфаринского района были обнаружены человеческие останки. В ходе следствии по фрагментам одежды сотрудникам правоохранительных органов удалось установить личность погибшего. Им оказался житель города Исфары Тошпулот Ахмедов, который в конце 2001 года выехал в Узбекистан и с того времени считался без вести пропавшим. Проведенная следственная экспертиза позволила определить, что причиной гибели Т.Ахмедова стала одна из противопехотных мин, установленных на границе узбекскими силовиками.


Дело в том, что узбекские саперы никак не обозначили заминированное поле, не выставили знаки об опасности или соответствующее ограждение. Минирование таджикско-узбекской границы начато узбекской стороной в августе 2000 года для недопущения прорыва через границу боевиков Исламского движения Узбекистана. По данным комитета по охране госграницы при правительстве Таджикистана, за это время на противопехотных минах в районе таджикско-узбекской границы погибло свыше 60 и получили ранения различной степени тяжести 70 мирных граждан республики. Гибель боевиков не отмечалась.


Ахмад Саидов также информировал, что на его памяти два случая, связанных с подрывом людей с боезарядами по неосторожности. Так, в начале 2000-х годов в одной из школ пострадали два подростка, играя с запалом от ручной гранаты. В 1990 году погибло два подростка, пытаясь выплавить из ручной гранаты взрывчатое вещество.
В 1998 году во время ожесточенных столкновений войск А.Достума с талибами вблизи с границей Узбекистана, несколько снарядов залетело в г.Термез и произвело разрушения. Было ранено несколько человек, но официально об этом сообщено не было.


Политика в отношении мин персонифицирована: решение об их установке принимал Верховный главнокомандующий и глава республики Ислам Каримов. Известно из неофициальных источников, что бывший премьер-министр Уктам Султанов и ряд высоких чиновников неоднократно обращались к президенту с предложением ликвидировать мины с границ. При этом они ссылались на то, что мины дестабилизируют отношения с соседними государствами и наносят непоправимый урон жизни и здоровью населения приграничных территорий, уничтожают домашнее имущество (скот), выводят из хозяйственного оборота огромные массивы и наносят экологический ущерб. Кроме того, с 2002 года исчезла прямая угроза безопасности Узбекистана со стороны крупных воинских соединений, в частности, талибов или Исламского движения Афганистана, которая внесена в списки террористических организаций Госдепартамента США. Однако Ислам Каримов отказался принять позитивное решение.


Тема, связанная с минами, является закрытой для публичного обсуждения. Средства массовой информации Узбекистана никогда не освещали не только проблемы гибели граждан других государств на узбекских минах, но и вообще установку мин на границах. Это же касается и фактов гибели или ранения узбекских граждан на данных боеприпасах.


Более того, никакой разъяснительной работы об опасности мин с местными жителями опасных регионов не проводится. В школах не ведутся учебные занятия с детьми, а в местных сообществах – с взрослыми, как избегать заминированных территорий, как определять мины и оказывать помощь пострадавшим. В 2002 году представительство ООН в Узбекистане, ЮНЕСКО и международная организация «Репортеры без границ» выпустили на узбекском языке «Краткая памятка для журналиста», в которой освещается противоминная деятельность, в частности, инструкция поведения человека, столкнувшегося с миной. В «Памятке» дается техническая характеристика мин ПМР-2А, ПМА-2, ПМА-3, ПРОМ-1, МРУД. Это единственный установленный факт просветительской работы об опасности мин, и то проводимый зарубежными организациями в Узбекистане.
(31.03.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: