Женщина, знай свое место!

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРЕПЛЯЕТ ФЕМИНИЗМ В УЗБЕКИСТАНЕ


Программа организационных, пропагандистских мер по обеспечению реализации Указа Президента от 25 мая 2004 года "О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана" утверждена Кабинетом министров республики. Уже от слова "пропаганда" пахнет большевизмом, но правительство это не смущает - дело важнее слов.


Она принята в целях дальнейшего повышения общественно-политической активности женщин, усиления их положения и роли в семье, обществе и решении задач государственного строительства в полном соответствии с происходящими в стране демократическими преобразованиями. Правда, с демократическим преобразованиями в стране напряженка уже много лет, но вот женщинами заняться стоит уже сейчас. Ибо это - 55% населения, ресурс, который следует раскрутить в интересах нынешней власти. Только это не будет тот феминизм, который имел место в 20-х годах прошлого века. То есть паранджу скидывать хотин-кизлар не станут, просто они начнут изучать новую молитву из речей человека, который, как пишут некоторые умники, определил эпоху всего цивилизации.


Правительство постановило создать постоянно действующую комиссию, которая будет заниматься реализацией данной программы в координации с органами государственной власти и общественными организациями (такую структуру поручено возглавить красавцу-мужчине Шавкату Мирзияеву, премьеру страны). Определены ее задачи, среди которых изучение и оценка состояния дел по защите прав женщины и повышение их роли в семье и обществе. Комиссия намерена разрабатывать и принимать меры по обеспечению занятости женщин, оказывать содействие женским неправительственным учреждениям. Есть поручение до 15 июля пересмотреть функциональные обязанности председателей комитетов женщин в регионах, предусмотрев расширение их полномочий.


Непонятно, как можно расширить полномочия негосударственных учреждений, ведь в самом постановлении трактуется именно так организационный статус Комитета женщин - негосударственный. Или все-таки это - орган власти, финансируемый правительством? Тогда как возможно совмещение руководителей всех звеньев узбекского общественного феминизма с государственным менеджментом? Кем считать Светлану Инамову, отличившейся краснобайством и коленопреклонением перед Исламом Каримовым, - чиновником высокого полета, аль представителем "третьего" сектора?


Кроме того, согласно постановлению, до 15 августа будут проанализированы и критически оценены состояние дел по защите прав женщин и повышению их политической активности. Критиковать будут тех, кто выходит на митинги перед хокимиятами с требованиями выдать зарплату, прекратить аресты за свободу совести, вернуть мужей из тюрем, брошенных туда за свои мысли. Вообще-то поднимать политическую активность женщин - направление одно из сложных и даже непредсказуемых. Можно получить в результате Розу Люксембург или Жанну Д'Арк - и мало не покажется.


Придется премьеру почесать затылок: как можно повысить их активность, если женщин в парламенте всего 9,9%, в высших исполнительных органах власти - 15,3%, в Верховном суде - 14,6%, Высшем хозяйственном - 15,8%, Конституционном - 20%. Всего женщин в органах власти не более 14%. Из 10133 органов самоуправления женщинами возглавляются всего лишь 493 или 4% от общего числа. Как видно из этого, прекрасную половину человечества не допускают к управлению страной, предпочитая, чтобы она сидела дома, ходила на выборы, где голосовала за тех, на кого укажут мужчины. Наверное, такой должна быть активная гражданская позиция людей, имеющих ХХ-хромосомы, так считают в Аппарате Президента мужские "котелки" под должностями госсоветников, ведущих специалистов, помощников и прочих бюрократов.


Подразделения правительства намерены изучить нормативные акты и программы, направленные на защиту прав и интересов женщин, чтобы вынести их для обсуждения на совместное заседание с Кенгашем Олий Мажлиса республики. Наверняка, на этом форуме будут хаять родителей, воспитавших "террористов", забывая, что социально-экономические трудности и политическая инфантильность - вот причина проблем экстремизма в Узбекистане. Зато с гордостью заявят о том, как женщины трудятся на хлопковых полях, сдавая сотни тысяч тонн хлопка ручной сборки, при этом умолчав, сколько денег им за это заплатят. Забудут упомянуть и то, что материнская смертность - это результат недофинансирования сектора здравоохранения и высокого уровня коррупции в медицине. Что на работу стремятся не брать женщин, которые намерены выйти замуж или уже готовятся в декретный отпуск. Например, в министерстве иностранных дел Узбекистана долго гулял декрет, согласно которому был ограничен прием в ряды дипломатов лиц женского пола. Более того, запрещалось отправлять на работу в зарубежные дипмиссии незамужних женщин, не осознавая, что Конституцией запрещается дискриминация людей по признаку пола. В эпоху Абдулазиза Камилова многих красавиц без обручальных колец "депортировали" в Узбекистан. Правда, Гульнара Каримова - "приятное" исключение.


Интересно, а как правительство намерено изменить ситуацию с трафиком - нелегальным вывозом женщин для сексуальной эксплуатации в Европу и Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток или в страны СНГ? Лишь в последнее время правительство признает проблему. И попытка бороться с этим явлением вызывает горькую усмешку. Вот, например, у моей знакомой, которая собиралась по линии туризма во Францию, в отделе выдачи выездных виз Мирзо-Улугбекского РУВД майорша по имени Гуля потребовала ко всему прочему разрешение с места работы. Когда та удивилась, мол, это не входит в перечень документов, подаваемых для рассмотрения, милиционерша заявила, что существует на сей счет внутренняя инструкция. Видимо, такими бюрократическими методами пытаются остановить секс-трафик. В Бухаре еще дальше пошли, там, например, супруг предоставляет нотариально заверенное разрешение своей жене на ее поездку за пределы Узбекистана. Видимо, вот где стоит провести политпросвещение в области гендерного равенства.


Комитет постарается не выносить "мусор из избы" относительно принуждения девушек к браку без любви, самосожжения женщин - ведь это традиция Узбекистана, а не России, Германии или США. Хотя проблема насилия семье - мировая, однако узбекскую специфику постараются "похоронить" в рамках пропаганды культурно-национальных обычаев, зарожденных аж еще великим Тамерланом. Узбекские женщины заняты на вредных условиях производства, многие из села идут мардикерничать в столицу, потому что там, где они живут, нет работы, нет нормальных условий жизни. Их нещадно эксплуатируют работодатели, с них сдирают деньги ментозавры за отсутствие прописки, их тащат на панель сутенеры. Вот о чем следовало бы говорить в правительственных "говорильнях". Однако…


До 1 сентября укомплектуется высококвалифицированными кадрами центральный аппарат Комитета женщин Узбекистана и ее территориальных структур. Безусловно, их квалификация будет определяться дословными знаниями книг и речей Ислама Каримова, проявлением любви и преданности идеям национальной независимости. Консультантами сходов граждан по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию станут авторитетные женщины с организаторскими способностями. Будут ли это женщины-богословы или имеющие теологическое образование - это под вопросом, хотя спецов из Исламского университета в Ташкенте привлекут - это однозначно.


Подразделению Кабинета министров поручено обеспечить реализацию программы мер по усилению духовно-нравственного воспитания и просвещения женщин. Трудно себе представить, что сюда войдет, но можно быть уверенным - это многочасовые лекции по трудам президента, пение гимна по утрам и вечерам, насильственное чтение газет "Халк сузи" и "Правда Востока" с их последующим конспектированием, и до отупения просмотр телепрограммы "Ахборот". В махаллях и сельских населенных пунктах будет поставлена работа, в частности, по обучению женщин новым специальностям, овладению ими основам религиозных знаний и традиций, воспитанию у них толерантности. Наверняка в рамках этой работы женщины получать информацию об опасностях чтения "гаденьких" статей в Интернете, прослушивания радио "Озодлик" и "Би-Би-Си", просмотра российских телеканалов. Их обучат специальностям доносителя и разоблачителя тех, кто не верит в Ислама Каримова и его мудрой политике. А толерантность после такого обучения они станут проявлять только к текстам из официальной прессы.


Особое место уделено противодействию антигуманных и экстремистских течений, проведению для этого совместных с МВД, фондом "Махалля" и движением "Камолот" профилактических мероприятий. Таким образом, женские комитеты получают полицейские функции или становятся соглядатаями карающих органов. Уверен, что вскоре появятся консультанты сходов граждан по работе с нелояльными к режиму лицами и противодействию инакомыслия. Они начнут заводить списки на тех, кто рассказывает анекдоты на первых лиц республики или шепотом передает "небылицы" о контрабандном золоте Гульнары Каримовой, будут вызывать на допросы, пытать, склонять к сотрудничеству (их даже обучат таким приемам в МВД).


Прокуратура разработает свою программу по надзору за соблюдением законности в сфере прав женщин. Их особенности прочтут тем, кто очутиться в застенках этого карательного учреждения. Планируется издание отдельного сборника нормативно-правовых актов, которыми будут бить по голове для усвоения тех дам, которые занимаются коммерческим сексом и не хотят отдаваться бесплатно некоторым высокопоставленным и криминальным лицам.
Ба-альшая работа предстоит комиссии. Аж, дух захватывает. Там, где не прошел коммунизм, проползет феминизм с узбекским лицом. Гип-гип ура нашим женщинам!
из Ташкента, где из 446 органов местного самоуправления женщины руководят лишь 22.



Другие статьи в литературном дневнике: