Каримов und Путин

Алишер Таксанов: литературный дневник

НА ПАКТ МОЛОТОВ – РИББЕНТРОП ЯВНО НЕ ПОТЯНУТ
Некоторые суждения о встрече лидеров Узбекистана и России, которые несколько отличаются от официоза Ташкента




О визите Ислама Каримова 15-16 апреля 2004 в столицу бывшей Советской Империи, как любят об этом часто говорить высокопоставленные чинуши из МИДа или правительства Узбекистана, в официальной узбекской печати было мало: практически две заметки на первых страницах от имени правительственного агентства «УзА». А это учреждение отличается тем, что дает сухую и порой торжественно-помпезную, однобокую информацию, и из нее можно выцедить только какой-то факт, но не больше. Аналитика, исследование проблемы, предоставление другой точки зрения – это не по адресу «УзА». Складывалось впечатление, что статья написана в стиле шпаргалки студента медицинского института для экзамена. Учебник анатомии и то интереснее читать.


И поэтому обыватель вряд ли что узнает о перипетиях узбекско-российских отношений из страниц официальной прессы, где фигурируют только заметки «УзА». Так что же оно писалось о визите Каримова в Москву, например, в газете «Правда Востока»? На первой странице сразу бросаются две фотографии (И.Каримова и министра иностранных дел России Лаврова в окружении свиты) и помпезное название статьи «Узбекистан-Россия: время больших перемен». Уже само название подтверждает мысль, что прежние отношения были вялотекущими и малоэффективными, даже официальные лица МИДа заявляли, что подписанные двусторонние соглашения (а их более сотни) не реализуются и зачастую остаются обычными декларациями. Более того, во время рабочего визита не было подписано ни одного нового договора, что свидетельствует, что главам государств уже нечего подписывать, ибо бумаг на декларации в депозитариях уже предостаточно. И это никак не пишется с названием статьи о больших переменах.


Кстати, в течение многих лет Ташкент кричал о том, что дружеские отношения двух стран самые крепкие, однако при этом проводилась достаточно жесткое дистанцирование от России. Узбекской стороной игнорировались московские предложения и проекты по многим вопросам, она уклонялась от решений, взятых как в рамках СНГ, так и на двусторонней основе. Но при этом утверждали, смол, не виноваты мы… Даже как-то везде кричащий лозунг о стратегическом партнерстве тихо-тихо позабылся, и сейчас о нем стараются не вспоминать. Ибо Ташкент продолжает считать, что Москва хочет быть «страшим братом» на постсоветском пространстве, а эту роль уже отведена США.


Теперь мы играем на американской стороне, однако и с Россией ругаться не хотим. Потому что нужно держать все про запас. Ибо нет у Ташкента постоянных друзей. А постоянные политические интересы следуют по курсу, которые указываются из Аппарата президента Узбекистана, а там, судя по всему, «навигатор» страдает паранойей и многими другими болезнями. Потому что в трезвом состоянии вряд ли можно объяснить суть внешней доктрины Узбекистана.


Так чем связан визит Каримова в страну, к которой у него довольно-таки холодные чувства, как бы он не болтал с высокой трибуны (и это чувствуется во всех делах). Безусловно, он просчитывался заранее, но его политическая необходимость стала проступать после акций терроризма в Ташкенте и Бухаре. Ташкент жаждал поддержки в борьбе с теми, кого он боялся больше всего, ибо у самого режима, как оказалось, кишка тонка с решением такой проблемы. Ну, если 50-тысячная армия несколько месяцев безуспешно бегала за сотней боевиков Исламского движения летом 2000 года, а нынешние ментозавры, охотясь за бородатыми и непрописанными, прохлопали «визит» террористов в страну, то это свидетельствует о том, что нынешние силовые структуры просто ни на что не способны. Лапшу народу уже трудно навешать, и даже гимны по утрам в школах никого не убеждают в верности взятого курса и итогах экономико-социальных реформ.


Даже иностранцев, а им уж с расстояния виднее. Немаловажно и то, что Европейский банк реконструкции и развития принял решение о замораживании некоторых проектов из-за нежелания руководства Узбекистана продолжить демократические преобразования. Этот же аспект стал подниматься и в правительстве США, где вдруг задумались, а нужно ли развивать отношения с авторитарными режимами, пускай если даже они всячески лижут нам зад. Раньше было все иначе – был коммунизм, враг Запада и демократии, и если кто-то сукин сын, то это наш сукин сын, потому что он против Москвы. Эта линии теперь в отношении Ташкента не проходит. Изменились геополитические ориентиры США и Европы. Посуетились и бывшие родственники Каримова, склонив американский суд к принятию жестких решений в отношении семьи узбекского президента. Значит, не все гладко у Ислама Абдуганиевича.


Несомненно, это вызвало беспокойство автора идеи о Великом будущем. Он понял, что его могут также легко «предать», как «предали» Шеварднадзе, лояльного к Капитолию. И переворот в Грузии – это не гуманитарная операция по гранту от Фонда Сороса, а вполне реальный план США, в которых, естественно, есть у них свои корыстные интересы. Боязнь подобного исхода в Узбекистане проявляется уже в том, что без нормальных объяснений и толковых причин был закрыт Институт Открытое Общество – Фонд содействия – Узбекистан. Это первый намек Бушу (а не вовсе финансисту Соросу), что Узбекистан легко может перебежать в стан бывшего российского брата.


Вторым, уже явным после терактов в Узбекистане – визит Каримова в Москву. Анвар Бабаев из «УзА» пишет: «Основная цель визита руководителя Узбекистана – обсуждение ряда актуальных вопросов, касающихся двусторонних отношений, укрепления безопасности в Центральной Азии, борьбы против терроризма, экстремизма, наркобизнеса».


Это объяснение – для лохов, которых в Узбекистане, как, наверное, считают в правительстве, 25 миллионов. Двусторонние отношения давно уже зашли в тупик. Возросший в 2003 году товарооборот до $1,15 млрд. – это результат тех мучений, которые испытывают узбекские и российские предприятия, стараясь возродить прежние экономические связи, но это далеко не предел. Это также подтверждение того, что на Западе продолжают существовать барьеры для продукции с маркой СНГ, и кроме сырья от нас вряд ли чего ждут. Поэтому следует не покидать рынков Содружества, как это однажды сделал Ташкент в начале 90-х годов, запретив вывоз сельхозпродукции в северные регионы России. Этим самым потеряв до настоящего времени довольно-таки емкий рынок (там теперь хозяйничают Китай, Корея, даже Венгрия и Болгария). Спохватившись, Каримов предпринял ряд мер в этом направлении, но они оказались как припарки для мертвого


Интересно, а в рамках этих «актуальных вопросов» обсуждалась судьба 5,7 тонн золота, изъятого российскими таможенниками с борта узбекского самолета? Интересно, как разводил проблему авторитет Каримов? Вряд ли Путин перешел на понятия братков, уж он точно хотел бы ясности, почему Гульнара К. ведет странный бизнес, совмещая его с дипломатическим. Высказал ли обиду И.Каримов, что телеведущая НТВ Миткова, мол, улыбалась, когда сообщала о взрывах в Ташкенте и что он «по закону» выдворил журналистов этого канала из страны? И вообще российская пресса искажает реальную жизнь узбекстанцев, которым осталось пару шагов до Великого будущего.


Россия укрепляет безопасность в Центральной Азии по-своему: дислоцируя свои военные базы, например, в Кыргызстане и Таджикистане, такие предложения поступали Ташкенту еще в середине 90-х годов, но Москва получила отказ. Зато радостное «да» было сказано Бушу, когда тот захотел разместить своих «коммандос» в Ханабаде. Что касается терроризма, то и у Москвы, и у Ташкента есть общие точки соприкосновения. Только у России причины вызваны сепаратизмом Чечни, а в Узбекистане – существованием авторитарной системы, подавляющей оппозицию и инакомыслие, и ужасного экономического положения населения. Поэтому, если использовать медицинский подход, лечение должно быть различным.


Продолжим: «На переговорах в Ново-Огаревской резиденции Ислам Каримов и Владимир Путин отметили, что узбекско-российские отношения основаны на принципах взаимного доверия и партнерства». Ну, явная ложь. Никогда доверия между Ташкентом и Москвой не было. Об этом как-то заявил одному из рядовых дипломатов замминистра Шокасим Шоисламов, мол, свинины объелся что ли, когда тот принес проект развития двухстороннего сотрудничества с Россией. Мы не вошли в Таможенный союз СНГ, подняли таможенные пошлины на импортируемую российскую продукцию (взять хотя бы те же «Жигули»), российские предприятия, промучавшись (к примеру, «Балтимор») на «благоприятном инвестиционном поле» Узбекистана, вскоре смотали удочки. Да и должок Москве в $640 млн. – это вам не подметки шить. Как рассчитываться уже по процентам? – Ташкент молчит, а народ даже об этом и не ведает, он платит налоги и удивляется, а почему все так херовато в стране, куда деваются средства? Просто платим за внешнеэкономические просчеты И.Каримова, обещавшего нам Великое будущее.


«Важнейшая задача на сегодняшний день – реализовать на практике результаты встреч президентов, обогатить содержание взаимоотношений», - пишет корреспондент «УзА». Интересно, а кто будет реализовывать то, что наболтали президенты? Ведь они же и тормозят то, что сами подписали, и страдают от этого не чинуши, а простые люди, которые ездят друг к друга на поезде Ташкент-Москва, испытывая сотни проблем. Ислам Каримов не заполняет миграционную карточку у российского КПП, не регистрируется по месту пребывания и таможенники не шмонают его. Да, еще вопрос, а как обогащать содержание взаимоотношений? Это вам не уран обогащать, или собственные карманы.


«При этом важное значение имеет схожесть мнений по вопросам взаимного сотрудничества», - продолжает А.Бабаев. Никак не пойму, в чем схожесть, когда у стран разные вектора и ориентиры развития. Нас устраивает средневековый капитализм, а Россия хочет оставаться в «Большой восьмерке», где место нам и не светит. «Президенты имеют также общие взгляды по многим международным проблемам». Не верю, - так сказал бы Станиславский. Москва была против войны в Ираке, а Каримов, наоборот, поддержал, даже обещал направить ограниченную военную миссию. Каримов не хочет отвечать, а где оружие массового поражения у Саадама Хусейна, зато он твердо уверен, что «Аль-Каида» совершила взрывы в Ташкенте. Ташкент объявил бойкот Куба, Москва этого не поняла.


А.Бабаев: «Узбекистан и Россия являются надежными партнерами по СНГ, ШОС, Ислам Каримов и Владимир Путин обсудили вопросы дальнейшего повышения эффективности деятельности ШОС». Вообще-то СНГ тихо-тихо умирает, одной ногой в могиле, и в этом приложили лопаты И.Каримов и российские руководители. В ШОС нас никто не звал, мы сами туда напросились, ища счастье в пограничных противоречиях пяти государств. Странно, не смогли развивать отношения с партнерами в рамках СНГ, ГУУАМ, ЭКО, а теперь лезем в ШОС, думая, что там наши мечты исполняться как по взмаху волшебной палочки.


Автор статьи перечисляет, какие проекты существуют между отдельными хозяйствующими субъектами и на какую сумму, но при этом умалчивает, а сколько из ранее принятых осталось на бумаге, сколько СП с российским капиталом закрылось. Трудно не заметить за такими заявлениями третий намек Америке, что Узбекистан будет строить национальную экономику на связях с Россией, этим самым играть на российско-американских противоречиях и вновь грозит пальчиком Вашингтону: «А я ведь обижусь и перейду на сторону твоего противника».
Помпезный эпилог: «Нынешний визит Ислама Каримова в Москву, несомненно, положит начало новому этапу в сотрудничестве между нашими странами» - это очередной штрих, что ничего серьезного за этим не стоит.
(22.04.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: