О любви Поднебесной к узбекам

Алишер Таксанов: литературный дневник

И.о. министра по делам культуры Узбекистана Фарруха Закирова не допустили к подписанию Программы о культурном сотрудничестве между министерствами Узбекистан и Китая на 2004-2007 годы. За него это сделал руководитель внешнеполитического ведомства Садык Сафаев, который присутствовал на церемонии подписания 10 двусторонних документов, состоявшейся в Ташкенте 15 июня в рамках визита председателя КНР Ху Цзиньтао.


Вообще, у министра иностранных дел Узбекистана отличная позиция: он подписывает документы, не имеющие к нему прямого отношения, например, в сфере культуры и образования, санитарии и гигиены, нефтяной промышленности и уборки мусора, и не несет никакой ответственности за их исполнение.


Скажем, будет ли бегать С.Сафаев, если произойдет "сбой" в проведении 2005 году Дни культуры Узбекистана в КНР, обмене художественными коллективами и выставками, а также другие мероприятия в области культуры? Маловероятно. Хотя кое-какие поручения он своим подразделениям даст.


Были подписаны между высокими чиновниками Совместная декларация о дальнейшем развитии и укреплении партнерских отношений дружбы и сотрудничества между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой, которая направлена на развитие и укрепление двусторонних отношений в различных сферах. Но это не значит, что дружба будет идти полным шагом. Ташкент продолжает еще холодно относиться к Поднебесной, считая, что полуторамиллиардная страна еще мечтает аннексировать различными "мирными" способами территорию Центральной Азии. Для этого используются два мощных механизма - миграция (пятая колона), в результате которой китайцы расползаются по странам, оседают там, занимают ключевые позиции в экономике, культуре и политике, и содействую сближению с "исторической" родиной. И внешняя торговля, когда китайские товары заполоняют все видимое пространство. Трудно найти государство, где бы китайские товары занимали малую долю во внутреннем рынке.


Поэтому многие годы Ташкент стремился тормозить тесное сотрудничество с Поднебесной, спускал на тормоза многие инициативы по расширению такого сотрудничества. Лишь когда появился враг в лице террористов-экстремистов, в "Ок-Сарое" ожили, зашибуршали, стали искать партнеров в борьбе с этим явлением. И среди них активно вылез Китай, у которого в этом направлении тоже куча проблем+нерешеные и спорные пограничные претензии. А тут Шанхайская пятерка еще подоспела. То-то было радости Исламу Каримову. Начались активные встречи, диалоги, дружба, инвестиции между странами, где в одной почитают Мао Цзе-дуна, а в другой - Тамерлана…


Председатель Агентства по внешним экономическим связям Республики Узбекистан Эльер Ганиев и Министр коммерции КНР Бо Силай подписали межправительственное Соглашение о технико-экономическом сотрудничестве. В его рамках Китай оказывает безвозмездную помощь Узбекистану в размере 20 млн. китайский юаней ($2,4 млн.), который будет использован в проектах технико-экономического сотрудничества. Для Китая эта сумма - тьфу, а вот динамично развивающийся Узбекистан со стабильной экономикой, рыночными успехами и Великим будущем бухается на колени от радости, мол, нужны деньги на реформы. А то все тормозиться много лет, например, зарплату не выдают вовремя трудящимся, валюту обменять сложно, люди злятся, митингуют (тут тихо в "Ок-Сарае" вздыхают, вспоминая площадь Тяньянмынь)… Без внешних источников ничего в республике не движется. Зато почему-то забывается, как нелегально вывозятся собственные золотые слитки куда-то и которые затем конфисковываются Россией… Просто за внешние деньги расплачивается народ, а вот за награбленные у государства никто не отвечает, сумма идет в личный карман.


Зато заключается Рамочное соглашение о предоставлении Китайской Народной Республикой льготного кредита Республике Узбекистан. Поднебесная в течение пяти лет выделит, естественно, возмездно с 2% годовой ставкой и сроком на 20 лет деньги в размере 300 млн. китайских юаней ($36,5 млн.). Эти средства будут распределяться правительствами, но нет уверенности, что все дойдет до назначения. В Китае за коррупцию полагается высшая мера наказания, а вот в Узбекистане к коррумпированным чинушам относятся снисходительно, их не обижают, пересаживают в другие кресла. Китайцам, впрочем, на это начихать, потому что свои проценты они будут получать стабильно.


Еще один документ - Меморандум о расширении торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества является декларацией о намерениях. Но намерения можно претворять в жизнь, а можно "повесить в воздухе". В этом опыт у Ташкента имеется: сколько таких "висячих" двусторонних документов даже в МИДе не упомнят, их даже в архивы закопали, мол, для истории оставим. Такие намерения имелись не только на двусторонних уровнях, но и в рамках СНГ, Организации центрально-азиатского сотрудничества, но воз и ныне там… Любят, ох, любят в Стране тимуридов петь песни о любви к "братьям", а потом ставить палки им, мины, колючую проволоку возводить, визы…


Зато юристы будут активно сотрудничать - для этого принято специальное межведомственное соглашение органов юстиции. Узбекистан изучит и внедрит китайский опыт борьбы с диссидентами, оппозицией, отказа в регистрации различным партиям, неправительственным организациям и движениям, которые не устраивают власть. Однопартийная жизнь Китая уж больно нравиться "демократическому" Узбекистану. Гип-гип ура Мао Цзе-дуну и Тамерлану, а также их потомкам!


В Ташкенте будет создан Институт имени Конфуция, там для узбекских граждан станут преподавать китайский язык, предусмотрено открытие мультимедийного лингафонного кабинета на 24 мест. Ох, ба-альшой институт, весь Узбекистан к 22245 году нашей эры обучим языку Поднебесной. Вообще-то в Институте востоковедения уже функционирует факультет китайской филологии, где готовятся "чайнаведы" (не по напитку чай, конечно).
Единственно полезный документ - это совместная борьба против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими. Эта проблема является глобальной и здесь действительно необходимы совместные мероприятия.


Ислам Каримов подобрастно заявил: "Китай для нас - это великий сосед с древнейшей историей и неповторимой культурой, страна, располагающая огромным потенциалом, динамично развивающейся экономикой и уверенно продвигающейся к намеченным целям, страна, обретающая все более важное место среди ведущих держав мира, чей признанный авторитет служит делу мира и стабильности на нашей планете".
Он забыл сказать, что китайская модель почти такая же, как узбекская - могучая, сильная, с Великим будущим. Пять лет назад Узбекбоши ох как боялся Китая, гражданам Поднебесной приехать в Узбекистан было сложнее, чем в США.


Как быстро меняются политические приоритеты, потому что друзья наши те, кто с нами. А кто не с нами - тот против нас. Лозунг со времен Амира Темура не устарел. Правда, Ислам Каримов заявил, что дружба " отвечает интересам и народу Узбекистана, и народу Китая, и оно не направлено против третьей стороны". Хотя всем понятно, что третья сторона, на которую направиться кулак Ташкента, помноженный на мощь Поднебесной, может появиться в любой момент.


Зато в дни визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Ташкенте происходил полный дурдом. Закрыты дороги, изменены маршруты автобусов, везде проверки, и дыхнуть невозможно, не столкнувшись с "зеленой кепкой". Даже преподавателей вузов направили на работу, сугубо милицейской направленности. Например, они ходят по квартирам, проверяют соблюдение паспортного режима, или по улицам в качестве "дружинников", дежурят в общагах. Как заявляют чинуши, мол, все силы брошены на безопасность высокого лица. Но почему должны страдать простые граждане?
(16.06.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: