Политический и экономический мир Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

Данный материал готовился для одной обозревательской группы в 2001 году, но он и сейчас не потерял актуальности для читателя. Особенно для того, кто имеет смутное представление, что такое Узбекистан. Итак...


РОЛЬ ОППОЗИЦИИ


В настоящее время официально оппозиции в Узбекистане не существует. Однако она есть и имеет различные сферы влияния. Прежде всего, это непримиримая оппозиция, которая использует оружие для свержения конституционного строя, и она в основном существует за пределами республики. Существует также религиозная оппозиция, влияние которой в обществе наиболее ярко проявляется (учитывая, что 90% населения являются мусульманами, то трудно ожидать того, чтобы ислам не стал претендовать на руководящую роль в государстве). Кроме того, есть либеральная оппозиция, то есть тех творческих, предпринимательских структур, которые видят проблемы и готовы решать их в рамках закона, не прибегая к силовому влиянию. Это также значимая часть общества, не желающих жить в сохранившейся до сей поры советской системе управления и образа жизни. Но охота даже за такими людьми приводит к тому, что часть либеральной оппозиции озлобляется и переходит на реакционную сторону, из конструктивной – в экстремистскую.


Социальная оппозиция формируется на базе нищеты, безработицы и социального бесправия (начальник – бай, простой люд – батраки), произвола правоохранительных и местных органов власти. Такие или неуправляемые, или все же организованные кем-то люди выходят к хокимиятам, чтобы выразить свой протест.


Президент Узбекистана призывает к конструктивной оппозиции, однако любое выступление вызывает острую реакцию со стороны правительства. Поэтому никто из высоких чиновников никогда не выступает по телевидению, не дает пресс-конференцию, не выпускает книги, поскольку это может быть воспринято как формирование политического «я» в противовес ныне действующему президенту. А это уже оппозиция. Такого человека быстро меняют у руля, например, так случилось с министром здравоохранения, который дал собственную (критическую) оценку системе медицины в стране. Чтобы такие мысли не попали в СМИ, в стране неофициально введена цензура, которая предварительно отслеживает все материалы, могущие попасть в эфир или печать. Естественно, оппозиционные взгляды никогда не выходят в свет.


Есть также чиновничья оппозиция, то есть часть государственного аппарата, которая проявляет недовольство «засилием» инородцев (представителей с других регионов, национальностей), а также методами управления предприятием, отраслью, народным хозяйством. Здесь наиболее сильны земляческие (клановые) отношения, неприятие представителей других кланов.


Но так было не всегда. Еще в начале 90-х годов в Узбекистане легально действовала оппозиционная партия «Эрк», которая выдвинула в 1992 году своего кандидата на пост Президента. Однако к середине 1993 года партия была запрещена, а ее лидеры оказались под политическим преследованием. Более того, в последствии многие из них были обвинены в терроризме.


Чтобы у мирового сообщества создать имидж правового государства с политическим плюрализмом правящий режим стал содействовать созданию в стране политических партий и общественных движений. Так были сформированы партии «Ватан тараккиети», «Адолат», «Милий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана (бывшая компартия), «Фидокорлар» (от последней Ислам Каримов в 2000 году баллотировался на новый президентский срок). Однако, все эти партии проправительственные, можно сказать, карманные. Никто из простых людей не видит разницу в их программах, уставе и целях, социальная база этих партий расплывчата и немногочисленна (за исключением НДПУ).


Примером такой карманности может служить то, что в один день появилась партия «Адолат» и в тот же день в парламенте появилась фракция «Адолат», то есть часть партийный функционеров перебежала по разнарядке от одной партии к другой, и не было никакой парламентской борьбы за место, поддержку электората. Другой пример, свежеиспеченная партия «Фидокорлар» в одно мгновение слилась с «Ватан тарраккиети» также без согласия простых членов и поддержки избирателей, которые голосовали за кандидатов в депутаты от их партий.


ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИИ И ЭТНОСОВ


Согласно официальным данным, в Узбекистане проживает 100 наций и народностей, число жителей – 25 млн. человек.
Конституцией обеспечивается право на свободомыслие и религиозное мировоззрение, но религиозная сфера находится под серьезным контролем правительства. Религиозным конфессиям весьма сложно зарегистрироваться и вести официальную деятельность. Властные органы усложняют систему регистрации, создают трудности для получения разрешения. Исключение составляет ислам и христианство, да и то в ограниченном объеме. Остальные конфессии и течения испытывают проблемы со своим легальным статусом. Порой им приходится переходить на подпольную деятельность, что влечет за собой уголовную ответственность, как для организаторов, так и простых членов, прихожан.


В связи с этим религиозная деятельность все больше манит простых людей, которые не смогли получить помощь от органов власти.
Проблема национальных меньшинств особо остро стала проявляться с распадом СССР. В конце 80-х годов на этнической основе произошли как крупные столкновения в Оше, Фергане, Пскенте, так и мелкие в других регионах страны (между узбеками и турками-месхетинцами, кыргызами, таджиками, казахами). Целые народы, которые до и во время войны насильно были депортированы в Центральную Азию, вновь оказались перед проблемой вынужденной иммиграции.


С введением узбекского языка как государственного неофициально начались атаки на иные языки. Были сокращены школы и факультеты с русским, казахским, таджикским языками обучения, эфирное время на телевидении и радиовещании, число периодических изданий и книг. На госпредприятиях делопроизводство ведется исключительно на узбекском, правда пока допускается использование русского при заполнении анкет (налоговой, таможенной декларации, на выезд за рубеж, написания письма). В академических и высших учебных заведениях защиту диссертаций требуют проводить на государственном, независимо от ее знания гражданином-диссертантом.


На бытовом уровне межнациональные конфликты происходят сплошь и рядом: в магазине, на рынке, в транспорте, в жилых и административных зданиях. Но уголовные процессы по разжиганию межнациональной, расовой и религиозной вражды весьма редки. Милиция с неохотой протоколирует такие происшествия.


СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ


В настоящее время в силовые структуры Узбекистана входят Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба национальной безопасности, Комитет по охране государственной границы, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Таможенный комитет, Прокуратура, частично – Налоговый комитет (налоговая полиция), служба биоконтроля при Госкомприроде и некоторые другие, которые косвенно относятся к этой деятельности (например, национальная авиакомпания, связь, железнодорожная компания). В формирующей политической системе силовым ведомствам уделяется особое внимание, их роль с каждым днем увеличивается, а позиция в структуре управления усиливается. Так, есть мнения, что в режимных ведомствах (МИД, МВЭС, Таможня, налоговая служба) до 30% всех сотрудников должны состоять или быть кадровыми сотрудниками правоохранительных органов, в частности, СНБ. Во всех государственных учреждениях сохраняются отделы, ведающие работой с секретными данными и проверкой людей на политическую лояльность, с призывниками и военнообязанными (так называемые первые, вторые отделы, спецчасть, вторая часть). Естественно, при приеме на работу отдел кадров выясняет личность каждого потенциального работника, и если есть какие-то подозрения, то работодатель отказывается от такого кандидата. Более того, СНБ курирует определенные сферы жизнедеятельности населения: есть чекисты-кураторы над СМИ, туризмом, религией, здравоохранением, учебными заведениями.


В то же время государство сохраняет огромный штат правоохранительных и военизированных органов и учреждений (их численность храниться в секрете, как и объем средств, выделяемых из государственного бюджета на их содержание). По некоторым оценкам она составляет до 10% ВВП, численность – от 500 тыс. до 1 млн., то есть практически каждый 24 прямо или косвенно связан с военной службой. Правда, сокращение в силовых структурах иногда производится, но в любой момент правительство мобилизует силы для наведения правопорядка и сохранения общественной безопасности. Боязнь милиции со стороны жителей сохранилась с советских времен, а в последнее время (особенно после террористических актов в Ташкенте и двухлетних вылазок боевиков в Узбекистан) она увеличилась. Любой милиционер имеет право остановить человека и допросить, обыскать. Были случаи, когда это для них превращалось в бизнес. Так, отсутствие прописки, другое местожительство было поводом для вымогательства взятки со стороны лиц правоохранительных сил. Иногда используются и другие методы: подбрасывание наркотиков, боеприпасов или просто психологическое давление. Коррупция в правоохранительных силах высока, это признают и сами сотрудники этих органов, порой правительство и глава государства. Если говорить конкретно то, со слов бизнесменов, в Управлении по борьбе с коррупцией и рэкетом работают самые первые коррупционеры и рэкетиры, а в ГАИ, таможне, налоговых службах – взяточники. Поэтому туда порой трудно трудоустроится без соответствующей мзды, а получить должность, звание или ранг можно только после соответствующей взятки. Государство нельзя назвать милитаристским, но полицейским – точно.


Система доносительства, подозрительности сейчас работает с такой же эффективностью, что и 50 лет назад. Люди, опасаясь подвоха со стороны соседей, доносят друг на друга в милицию. Более того, государство открыло телефоны доверия, по которому любой человек может позвонить и настучать на какого-то сановника, чиновника и даже просто соседа.


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЗБЕКИСТАН


Несомненно, процесс глобализации и интернационализации экономики все больше охватывает отдаленные и периферийные страны. Узбекистан также оказался втянутым в этот процесс. Выйдя на мировой рынок, республике пришлось придерживаться принятых в ней единых правил игры и цивилизованных отношений. Узбекистан стал членом ООН, ЮНЕСКО, Всемирной туристской организации, ВОЗ, Интерпола, ПРООН и мн. др., подал заявление на вступление в ВТО.


С целью интеграции Узбекистана в мировую экономику правительство подписало множество соглашений, которые оказали позитивное влияние на развитие национальной экономики, участия в международных проектах (например, по межрегиональной коммуникации ТРАСЕКА и ТАЕВОЛС, создания турпродукта «Великий шелковый путь»), привлечения инвестиций. Сейчас республика является важным звеном в создании единой континентальной транспортной системы, призванной соединить Азию с Европой.


Узбекистан занимает определенные места в мировой экономике: он является четвертым в мире производителем хлопка, вторым – по его экспорту, первым в СНГ по объему производимого золота на душу населения, вторым по объему в тоннах – после России.
В свою очередь, мировое сообщество оказывает влияние на текущую экономическую ситуацию в Узбекистане. Падение цен на основные статьи экспорта Узбекистана (хлопок, золото, металлы) негативно повлияло на развитие отдельных отраслей. Кризисы на мировых финансовых рынках конца 90-х годов оказало лишь частичное влияние на экономическое положение Узбекистана, поскольку акции предприятий Узбекистана не являются ликвидными на мировом бирже, а, в свою очередь, сама республика не скупает там ценные бумаги. Между тем, часть узбекских предприятий потеряли свои доходы и финансовые активы в России, где произошел валютный кризис в 1998 году.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ


Несмотря на то, что между Узбекистаном, Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном подписаны договора о создании и развитии Центрально-Азиатского экономического форума (об идее ее образования делались шаги аж 1991 года, и она имела различные названия), однако в реальности данная экономическая группировка пока что существует на бумаге. Практически ни один из принятых проектов и планов до конца не реализован, правительства на деле тормозят все начинания. Все углубляется политическими противоречиями между государствами региона, которые в настоящее время все усиливаются. Так, остро стоят вопросы делимитации границ, только Узбекистан в одностороннем порядке минирует спорные участки, что приводит к жертвам среди населения и вызывая протесты соседних государств. Узбекистан ввел визовой режим с Туркменистаном (правда, инициатором в этом выступил Ашгабад, который имеет сложные отношения с Ташкентом), Кыргызстаном и Таджикистаном. Силы правопорядка особенно тщательно досматривают вещи и осуществляют проверку посетителей из Таджикистана, порой нарушая их человеческие права.


Из-за сложностей во взаимоотношениях часто прерывались контакты экономического характера. Так, между Ташкентом и Ашгабадом в 1995 году была полоса холода, которая чуть не привела к разрыву дипломатических отношений. Ташкент не хотел признавать «позитивный нейтралитет» Туркменистана, а Ашгабад – права на узбекскую собственность на своей территории. За неуплату газа со стороны Кыргызстана и Казахстана узбекская сторона не раз закрывала задвижку трубопровода, в ответ Астана требовала оплатить за транзитные железнодорожные перевозки и телефонные переговоры, а Бишкек – за воду. Все государства вводили повышенные таможенные пошлины за продукцию и услуги, что порой ухудшало не только внешнеэкономические связи, но и больно ударяло по национальной экономике самих государств (в частности, Узбекистан не раз страдал из-за того, что не мог вывезти излишки сельхозпродукции).


Основными региональными проблемами Центральной Азии является ограниченность земельно-водных ресурсов у некоторых государств – Узбекистана и Таджикистана. Отсутствие плодородных почв и воды не позволяет Ташкенту развивать аграрный сектор в рамках максимального самообеспечения, и поэтому Узбекистан болезненно реагирует на все аспекты водной проблемы. Более того, из-за этого остро стоят и вопросы принадлежности тех или иных территорий. Например, есть мнения, что города Самарканд и Бухара должны отойти Таджикистану, Хива и Ургенч – Туркменистану, Ташкентская область – Казахстану. Естественно, это вызывает ответное подозрение Ташкента, что соседи хотят перекроить границу и всячески стремиться их опередить, начав с минирования границы.


Этнические проблемы, которые складываются в регионе, также вызывают опасения у правительств Центральной Азии. Не секрет, что некоторые нацменьшинства испытывают проблемы в стране, где они проживают. И поэтому часто за помощью они обращаются к исторической родине. Так поступают таджики в Узбекистане или узбеки в Таджикистане, кыргызы в Узбекистане и узбеки в Кыргызстане. В свою очередь, государства оказывают посильную помощь своим этносам, по волей судьбы оказавшихся вне исторической родины.


ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ И МАСШТАБЫ БЕДНОСТИ


Исследования, касающиеся масштабов бедности, являются закрытыми, поскольку правительство не намерено создавать негативный имидж страны, сеять панику среди жителей и вызывать недоверие к проводимым реформам. Между тем, по оценкам частных экспертов, доля людей, находящихся за чертой бедности, достигает 40-55% населения, 30-40% - это те, кто держится на «плаву» и около 5-10% имеют доход, позволяющим этой части населения считать себя обеспеченными и быть уверенным в завтрашнем дне.


Согласно данным официальной статистики, денежные доходы населения Узбекистана в 2000 году составили 2373,4 млрд. сумов (это 2,6 млрд. долларов по среднему курсу черного валютного рынка), в среднем по республике на душу населения доходы составили 95,9 тыс. сумов (это 105 долларов). В то же время, средняя месячная оплата работника промышленности (без вычета налогов) составляет 15 тыс. сумов (17 долларов), сферы услуг – 10 тыс. (11 долларов), в сельском хозяйстве – 7-10 тыс. (7,6-11 долларов). Профессор вуза имеет официальную зарплату в размере 17 тыс. сумов (около 19 долларов). Между тем, цена 1 кг мяса – около 1,5 доллара, услуги коммунальных хозяйств – около 4 долларов, проездного билета на городской транспорт – около 7 долларов. Минимальной заработной платой считается сумма в 2 тыс. сумов (около 2,5 долларов), хотя на ней невозможно прожить. Минимальный уровень потребительской корзины официально не сообщается, хотя известно, что средняя зарплата значительно ниже уровня выживаемости населения.



Другие статьи в литературном дневнике: