Хайль Тамерлан!

Алишер Таксанов: литературный дневник

9 апреля в Ташкенте состоялась церемония возложения цветов памятнику средневекового фашиста Центральной Азии Амиру Темуру – символу агрессивности нынешней узбекской власти.




Праздник, посвященный 668-летию со дня рождения человека, который кровью пролил огромную территорию Евразии, вылился в митинг. В нем принимали участие высокие государственные чинуши из Аппарата Президента, городского хокимията, зеваки и журналисты. Затем помпезное торжество плавно перетекло в рядом находящийся Музей истории Темуридов, где реальных экспонатов – как денег у церковной мыши, а напыщенности – хоть упейся. Зато уж там дали волю словам и текстам из уст творческой интеллигенции, ждавшей своего часа выразить идейную близость со властью. Герой Узбекистана поэт Абдулла Арипов долго и нудно говорил о великом предке, который принес мир на землю Центральной Азии, построил огромное и великое государство, складывалось впечатление, что он решил переписать историю на свой лад Ему же вторили и другие участники конференции, мол, нам нужно следовать заветам и пути, завещанным Амиром Темуром, и только тогда мы достигнем Великого будущего.


Признаемся, отношение к Тамерлану в мире не однозначно. В Европе к нему относятся с почтением, потому что более 600 лет назад самаркандский владыка разбил наголову татаро-монгольского хана Боязита и остановил дальнейшее распространение Золотой Орды на Запад. Хотя, если бы Амир Темур захотел, он бы сам отправился в «путешествие» во Францию, Германию, Великобританию и другие страны, прорубая «окно» мечом и огнем. И не думаю, что после этого о нем европейцы говорили с уважением. Не будем гадать, что помешало этому, и было ли такое желание у Тамерлана, как, впрочем, и то, к каким последствиям это могло привести, ибо в истории развития подобного сценария не произошло.


Несколько настороженно к личности Сахибкирана относятся в России. Там помнят, что после победы над татаро-монголами Тамерлан трое суток не снимался с места. Говорят, он раздумывал, а не пойти ли ему самому на Русь. В это время русские собирали войско для битвы, и они опасались «гостя» из Самарканда не меньше, чем Боязита. Ходит легенда, что привезли специально святую икону, которую выставили у Дона, чтобы оказать мистическое воздействие на Амира Темура. И, мол, это помогло: «Железный хромец» повернул домой.


С презрением к Тамерлану относятся жители Кавказа, Ирана, Турции, Сирии. История донесла его «подвиги». Не уверен, что, рубя головы старикам, детям и женщинам, Амир Темур им при этом говорил: «Вся сила – в справедливости», намекая, что он убивает их по закону и справедливости. Этот лозунг вписан в пьедестал ташкентского памятника Сохибкирану, и служит политическим символом нынешнего режима. И милиционеры, избивая митингующих, тоже считают, что поступают по-темуровски. Отнимая зерно и хлопок у крестьян, власть также поступает по заветам Сохибкирана.


Идеология национальной независимости, которая активно внедряется в умы и мировоззрение узбекских граждан, уделяет особое место правителю Самарканда как личности, создавшей суперИмперию, и которую следует уважать и любить. Методы государственного управления Тамерлана являются сутью внутренней и внешней политики правительства Ислама Каримова.


Например, экономика XXI века по смыслу и сути повторяет ту, которая была при феодальном Темуре: так же хреново, несмотря в разницу в 668 лет. Разве при хорошем экономическом положении стал бы Сохибкиран совершать грабительские набеги на другие страны? Обеспечивать экономический рост своей страны за счет других народов – это, наверное, суть времен XIV века. И это, по-видимому, стало основой нынешнего реформирования узбекского народного хозяйства и политической системы. Смотрите сами: вся власть – у президента, как когда-то и у Амира Темура. Инакомыслие подавляется, что было обычным делом и шестьсот лет назад, и сейчас. Только не выплачивать вовремя зарплату труженикам, натравливать на бизнесменов прокуратуру и налоговую, повышать таможенные барьеры, чтобы задушить челночный бизнес – это «изобретение», скорее всего, его потомка – Ислама Каримова. И как далекий предок нынешний глава государства с презрением относится к соседям, часто закрывая границу с Казахстаном.


Как-то один из дипломатов Кыргызстана в частной беседе откровенно заявил: «Какая внешняя политика у Ташкента – гадать не стоит, достаточно взглянуть на памятник, который расположен в центре города, и станет ясно, почему до сих пор с таким трудом идет процесс делимитации узбекско-кыргызской границы. Мины, колючая проволока, визы – это подтверждение тому, что тамерлановская средневековая внешняя доктрина активно используется нынешним узбекским государством". Ведь до сих Кыргызстан не получил извинений и компенсаций за бомбежку кыргызских сел узбекской авиацией. Разве Тамерлану было к лицу извиняться перед какими-то мелкими народами? Подумаешь, погибло несколько человек, земля всех примет! Молчит Узбекистан и тогда, когда на минах подрываются мирные гражданские лица – пастухи, дети, хотя это оружие было направлено против боевиков. Неразборчивость в средствах уничтожения, типа, цель оправдывает средства - это тоже в активе военной доктрины Тамерлана. А поддержка таджикского переворота в лице полковника Худайбердыева – разве это не то, что часто использовал 660 лет назад Амир-ака против своих врагов и друзей?


Кстати, может за эти «подвиги» был награжден орденом Амира Темура нынешний президент Ислам Каримов? Хотя он мечом не махал и в бой чиновников не вел (а кто побежал бы за ним – А.Камилов и С.Сафаев? Алматов, Иноятов, С.Гулямов или Р.Азимов?), зато репрессиями против собственного народа стал известен за пределами своей «империи». Тут героизма у Абдуганиевича хоть отбавляй! Достаточно того, что даже Европейский банк реконструкции и развития высказал негативное отношение к «демократическим реформам» И.Каримова и приостановил свою финансовую деятельность в Узбекистане. Может, в ЕБРР не поняли гениальность Амира Темура, который олицетворяет в XXI веке Ислам Абдуганиевич?


Один дипломат рассказывал, какой конфуз произошел во время подготовки визита Каримова в Грузию в 1996 году. Дело было в апреле, в Тбилиси. После того, как все формальности были улажены, грузинская и узбекская рабочие делегации сели за стол. Грузины поднимали тосты, говорили очень красиво и умно, пили вино. Тут один из узбекских чиновников решил перепеть маститых кавказцев и предложил выпить за исторические лица, которые внесли свой неповторимый вклад в государственность и развитие многосторонних отношений. «Я имею ввиду Амира Темура, 660-летие которого мы отмечаем», - пояснил он.


Грузины как-то стушевались, стали извиняться, мол, уже поздно, гости устали, пора и нам честь знать, - и слиняли с вечеринки. Озадаченный чиновник остался с бокалом в руке, так и не поняв, почему хозяева убежали. Ему потом втолковали, что Тамерлан оставил здесь недобрую память, и пить за него – это все равно что евреям за Гитлера.
Видимо, поэтому на церемонии возложения цветов в Ташкенте не присутствовали сотрудники дипломатических миссий из Грузии, Азербайджана, не участвовали на последующей конференции армянские, турецкие или сирийские ученые… Неуверен, что там с докладами выступали иранцы, которые также помнят великого Тамерлана.


Великое будущее, о котором твердит ярый фанатик Тамерлана Ислам Каримов, невозможно построить без средневекового мировоззрения, однобокой и гипертрофированной идеологии и экономико-политических механизмов, какими пользовались сотни лет назад инквизиторы. И поэтому мы идем в это «будущее», как на эшафот, когда в соседних странах жизнь налаживается без подобного «патриотизма». Ни кыргызы, ни казахи не выставляют символами своей страны захватчиков и грабителей. Таджики установили памятник человеку, который тысячу лет назад принес мир в Центральную Азию – Исмоил-хану из династии Саманидов. Им, недавно пережившим страшную гражданскую войну, не хочется видеть то, что символизирует войну. И только Узбекистан гордится кровавым тираном, как и Монголия - Чингизханом, видимо, это заложено в обществах, близким по устройству к феодально-рабовладельческим. Потому что гордится им, наверное, больше нечем.


Иногда говорят: мол, время было такое, все грабили друг друга, приходилось кровью создавать государство. А разве тысячу лет назад люди любили как-то иначе? Они не строили дома, воспитывали детей, не хотели мира? Они не жаждали жизни? И к захватчикам относились с уважением? Хотел бы я посмотреть на сегодняшних демагогов, если бы вдруг захватчики сожгли их дом, унесли имущество, убили родных и близких, а потом сказали: «Извини, брат, время такое! Нельзя иначе!» Легко говорить через толщу истории, ведь эта толща как жир закрывает боль, понимание и сострадание. А потом, создавать империю за счет насильственного присоединения самостоятельных княжеств и земель, что некоторые историки называют централизацией государства, это правильно? Как такая доктрина согласуется с правом нации на самоопределение? Почему народы обязаны входить в какое-то государство, если их устраивает независимость от них? Как же быть с идеологией «Мустакиллик»? Представьте, если вдруг Зимбабве решит присоединить Узбекистан к себе? Мол, Тамерлан также поступал!..


Сейчас во всем мире идет пересмотр истории с точки зрения прав человека. Извинения пострадавшим от церкви, в частности, за крестовые походы, инквизицию принес Иоанн Павел Второй: Ведь 15 млн. жертв понесла открытая Старым светом Америка от конквистадоров, миссионерства. Несколько миллионов рабов были насильно вывезены из Африки на американские плантации. Коренные жители Америки ставят вопрос о компенсации потерь, которые они понесли от географических открытий Европы и последующего геноцида. А «опиумная война» в Китае, которую вела Великобритания?
Мир заново смотрит на историю. Только не в Узбекистане. Амир Темур – это наш маяк в будущее. Или наш якорь в прошлом?


Какой-то узбекский журналист вполне серьезно в одной политической передаче заявил, что благодаря Амиру Темуру появилось НАТО. Оказывается, Тамерлан остановил нашествие татаро-монголов, в Европе ресурсы бросили на открытие новых земель, была заселена Америка, которая потом с Западной Европой создала НАТО. Гм, логично, ничего не скажешь. Тогда Тамерлан виноват и в бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, Югославии…


Кстати, ходит анекдот, что на самом деле Америку открыл не Христофор Колумб и континент назван вовсе не в честь Америго Веспучи. Еще 660 лет назад Тамерлан приехал в Новый свет, и тамошние аборигены, кланяясь, кричали: «Амир-ака приехал, Амир-ака!!!» Вот так от имени Амира Темура появилась Америка.
И последнее. Редко кто хочет отвечать за историю, особенно - находящиеся у власти. Мой друг – воин-афганец из Сурхандарьинской области рассказал, как его коллега вместе с аксакалами были на приеме у Ислама Каримова. На встречу паренек одел ордена и медали. А президент, недобро сверкнув глазами, поинтересовался, мол, откуда такие награды.


Афганец честно признался: это - за бой под Гератом, это – медаль «Благодарность от афганского народа». И тут Ислам Каримов сказал:
- Вы хвастаетесь тем, что принесли горе Афганистану? Там из-за вас до сих пор идет братоубийственная война.


Афганец молча снял награды. Жаль, что у него духа не хватило спросить: а где вы были, уважаемый Ислам Абдуганиевич, когда я, восемнадцатилетний парень был отправлен на войну? Почему вы тогда, будучи министром финансов, руководителем Госплана, секретарем Кашкадарьинского обкома и ЦК Компартии Узбекистана не поднимали вопрос перед советским правительством о том, что нам нечего делать в Афганистане? Уверен, что тогда И.Каримов превозносил мудрость советских правителей, как сейчас – Тамерлана. А сейчас у него хватает «храбрости» высказать претензии простому человеку, верно служившему Отечеству и по праву (в отличие от И.Каримова) заслужившему награды. Честно говоря, я бы сумел достойно ответить диктатору.


В отличие от Тамерлана, Ислам Абдуганиевич решает «проблемы», окруженный охраной. Он боится простого народа, потому что вся дорога, по которой он едет, оцеплена милицией и стрелками на крышах. Он может укорять людей в том, о чем он сам когда-то молчал. Может, поэтому он старается привить в себе тамерлановскую душу, его мораль и принципы, и его государственная политика порой ничем не отличается от имевшей место 600 лет назад…
Хай Тамерлану! Яшасин бизнинг президент Ислам Каримов!
(11.04.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: