Клановые противоречия в правительстве УзбекистанаУзбекские кланы не высвечиваются в политической жизни, они существуют, стараясь не проявлять себя явно, в отличие от Казахстана и Кыргызстана, где трайболизм имеет более открытое пространство. Однако узбекские кланы обладают не меньшей силой и степенью влияния на текущую ситуацию в стране, более того, они занимают более значимое место на внутренней арене, чем парламент. Главное отличие кланов Узбекистана (а также Таджикистана) от Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана – это региональное, а не кровное деление. Их корни лежат в истории, метальности, обычаях и способах проживания населения в Центральной Азии. Известно, что узбеки и таджики – земледельцы, поэтому они свои отличительные признаки определяли по территории, тогда как остальные вышеуказанные этносы – кочевники, долго не оседали в одном месте, поэтому в них сохранились родоплеменные отношения (то есть по крови) как важнейший признак родства. Нужно учесть и то, что Центральная Азия не знала частной собственности (земля принадлежала общинам), капитализм не успел здесь получить развитие, а значит, снять границы между этносами и сформировать нации. Узбеки, таджики, казахи как нации уже формировались в социалистический период, но при этом они сохранили в себе все патриархальные отношения. Они имеются и поныне, несмотря на то, что республики развиваются в рыночных условиях. Однако клановый фактор все больше усугубляет социально-экономическое и политическое положение в странах, усиливает криминальность процессов, создает негативные предпосылки для общественных конфликтов. Таким образом, в Узбекистане кланы определяются по проживанию людей на той или иной территории, причем здесь немаловажное значение имеет разность узбекского этноса (ферганские узбеки отличаются от хорезмских, самаркандские – от ташкентских и т.д.). Конечно, родственные узы имеют большое значение, однако они не всегда определяют статус человека в клане. Задача кланов – поставить своих людей в экономически и политически важных центрах, чтобы управлять процессами в нужном русле (некоторые эксперты считают, что борьба за русурсы между кланами в Таджикистане ривела к гражданской войне). Например, такими центрами первостепенной важности являются государственные системы, можно считать следующие отрасли: - министерство финансов и его территориальные управления – доступ к бюджетным средствам, их перераспределение в пользу кланов (управляемых ими предприятий, организаций); Второстепенными министерствами и ведомствами для кланов являются: Третьестепенными можно считать: Смена руководителей комплексов (вице-премьеров) – это перестановка сил кланов. Следует отметить, что Ислам Каримов не имеет практику ввода новых лиц в правительство, он в течение последних 7-8 л использует одних и тех же персон, то есть проверенных чиновников. Смена их на постах (то есть только рокировка – и не более) происходит лишь потому, что они не справились с поставленными задачами (теневые операции) и это «горячее» место передается другому клану. Например, Рустам Азимов (представитель ташкентского клана) был и министром финансов, и министром экономики, и вице-премьером, и министром внешних экономических связей, но нигде не сумел укрепить и развить доверенный участок. Но почему он не уходит в отставку? Потому что он много знает о коррупции в Узбекистане и он еще в обойме президента, его не списали за ненадобностью. Наоборот, ему поручают новые дела. Такое же происходит и с другими чиновниками. Таким образом, идет постоянная борьба между кланами, чтобы получить временный доступ к важным источникам страны. Каримов учитывает личную выгоду, однако вынужден считаться с интересами региональных группировок. Потому что сейчас они приобрели реальную силу, их люди – в каждой государственной структуре, и практически те способны поднять народ на серьезные мероприятия (акты неповиновения, погромы, забастовки). Примером могут служить выступления бизнесменов в Джизаке, Андижане, Фергане и других городах в 2003-2005 годах. Но произвести «переворот черных полковников» могут только сотрудники МВД и СНБ (армия в 50 тыс. человек не имеет реальных рычагов влияния и силы). Из полицейского ресурса в 850 тыс. человек только в МВД (включая внутренние войска) служит 300 тыс. человек, в СНБ (включая пограничников) – около 100 тыс. Остальная часть распределяется на таможню, прокуратуру, суды, налоговую службу, вневедомственную охрану, сексотов и осведомителей. Силу полиции И.Каримов осознает, и поэтому стравливает друг на друга все структуры. Он ревностно относится к тому, что между силовиками устанавливаются родственные связи (например, руководитель таможни женил сына на заместителе министра внутренних дел). Вначале 90-х годов сильным считался Ташкентский клан, так как его выдвиженец – председатель Совета Министров, а потом и вице-президент Шавкат Мирсаидов имел большой авторитет и поддержку. Однако И.Каримов сумел отстранить его от власти, обезглавил Ташкентскую группировку. Он легко раскидал их ставленников по регионам (областям) в должностя хокимов, где встреченные в штыки местными кланами, они не сумели долго продержаться. Зато это позоляло противопоставлять кланы. Однако через несколько лет он сумел обезвредить Джурабекова, даже заочно осудил его. Затем началась чистка госаппарата от ставленников Джизакского клана. Сейчас силу приобретает Ташкентский клан (Рустам Иноятов, Рустам Азимов, Садик Сафаев, Мираброр Усманов). Поэтому не зря российский президент Владимир Путин предложил ввести в правительство ставленника Москвы, который не представляет интересы регионов, а только Кремля, то есть мощь самой России. Но это также не устраивает И.Каримова, хотя это один из наиболее верных путей сохранить свободу и богатства. Ведь сохраненным будет только то, что вывезено за пределы Узбекистана, а все, что находится внутри когда-нибудь будет экспроприировано новой властью. © Copyright: Алишер Таксанов, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|