Индийский телескоп на узбекскую экономику

Алишер Таксанов: литературный дневник

Индийский аккредитованный журналист Алок Шекхар на сайте «ЦентрАзия» от 8.02.2005 опубликовал статью «Новые органы власти должны вывести Узбекистан в 10-ку наиболее развитых стран мира». Трудно понять, это фантастический рассказ или попытка автора реально оценить ситуацию в республике, в которой он находится.


Что подразумевается под словами «вывести в десятку наиболее развитых стран мира»? Я просмотрел данные Всемирного банка за 2000 год и обнаружил, что по объему валового национального продукта в десятку входили такие страны как США ($9,601 трлн.), Япония ($4,519 трлн.), Германия ($2,063 трлн.), Великобритания ($1,459 трлн.), Франция ($1,413 трлн.), Италия ($1,163 трлн.), Китай ($1,062 трлн.), Канада ($649,8 млрд.), Бразилия ($610,05 млрд.), Испания ($595,25 млрд.). Узбекистан с $8,843 млрд. занимает 89 место рядом с Камеруном ($8,644 млрд. и 90 место) и Танзанией ($9,013 млрд. и 88 место). Как можно с такими показателями попасть в «десятку» – ума не приложу. Если каждый год суммировать объем ВНП Узбекистана, то к американскому уровню 2000 года мы придем через… 1085 лет!


Наверное, у А.Шекхара такой мощный телескоп (по сравнению с которым космическая обсерватория «Хаббл» – стекляшка от очков), что узрел будущее Узбекистана через тысячу лет. Хотя ведь за десять столетий и Соединенные Штаты не будут топтаться на месте, они тоже куда-то уйдут. Если индусу нравится сравнивать по временным промежуткам, то, действительно, по отношению к 918 году мы да-алеко ушли вперед в экономическом и политическом развитии. Хотя по уровню демократии не сильно отличаемся от феодальных государств Востока того времени.


Может, А.Шекхар имел ввиду индекс человеческого развития, который также применяется при оценке экономики стран и социального положения. Но почему-то Узбекистан упорно занимает середину – 99 место с индексом 0,698, а рядом с нами Алжир (100 место и 0,693) и Молдова (98 место и 0,699). Как нам вырваться с такой позиции вперед?


А-а, все дело, оказывается, в правительстве. Как пишет индус: «На работу нового правительства возлагают надежды не только граждане Узбекистана и проживающие здесь иностранцы, занимающиеся инвестированием в эту страну, но также ближайшие соседние республики». Только чем новое правительство отличается от прежнего, поясните мне, пожалуйста? Премьер-министром является тот же самый Шавкат Мирзияев, вице-премьерами – лица, которые и раньше сидели в этих должностях. Ну, произошла некоторая перестановка-рокировка, но разве в правительство пришли новые люди, которые не замечены в коррупции или умении лизнуть одно место властителю? Не пойму, как «старые» чиновники будут лучше работать, если они уже довели страну до такого состояния, что по показателю ВНП на душу населения мы находимся среди африканских стран? Что это за модель развития, если «человек, определивший эпоху», ведет нас к Великому будущему, проявляющемуся лишь 1085 лет?


А.Шекхар добавляет: «Естественно, как и раньше не обойдется без критики нового правительства, но хочется надеяться, что она будет воспринята правильно, и своевременно исправлять положение дел». Дорогой индийский журналист, вы, наверное, всего месяц работаете в республике, иначе бы не писали такую фразу как «как и раньше и не обойдется без критики». Когда и кто критиковал правительство? Народную критику власти не слышат, и слышать не хотят (фактом является хотя бы блокировка статей в Интернете), оппозиция пищит из-за рубежа, только безуспешно. Отечественные партии, имеющие легальный статус, находятся в оппозиции только друг против друга, как было заявлено некоторыми «лидерами», а на правительство они смотрят как на бога. Средства массовой информации пишут обо всем и в тоже время ни о чем, но и там критикой не пахнет. Все официозные структуры поддакивают властям: «Слава господину Каримову за наше Великое будущее!»


А-а-а, понял, вы имеете в виду те редкие случаи, когда президент Ислам Каримов приезжает в области и за допущенные недостатки, которые граничат с Уголовным кодексом, пересаживает хокимов на другие, не менее «хлебные» должности. Ну, если это, то и здесь, скажу вам, критика лишь по приказу сверху: «Фас!» Инициативу проявлять нельзя, можно непонимание со стороны властей получить.


«Не секрет, что на сегодняшний день в Узбекистане имеются проблемы не только внутреннего характера, но и международного, которые ждут своего решения», – пишет далее А.Шекхар. Оказывается, под этим понимается «малый бизнес, совершенствование банковской системы, пересмотр законодательной системы, фермерские хозяйства и другие». Вот про «другие» стоило поговорить побольше, например, о коррупции, по уровню которых, кстати, мы действительно вошли в десятку «передовых», о частном бизнесе, который загоняют в «тень» управленцы из правительства, о пролоббированных в угоду узких слоев законы и подзаконные акты, а также о дефиците наличности, что ведет к социальной напряженности, о судах, которые не могут и не хотят работать по легальному праву.


А тут Алок Шехкар пишет о проблемах, которые имеют место практически в любой стране. Только я не делаю ставку на «правительство и Законодательную палату, на которые избиратели возлагают большие надежды». Я не верю, что они «повернутся лицом к этим проблемам (получается, что они раньше показывали им зад? – прим. А.К. – хотя так оно и есть!), что, в конечном счете, даст положительные изменения». А почему раньше эти органы власти не делали ничего такого, чтобы достичь этих изменений, хотя чиновники исправно получали зарплату за свою деятельность, плюс имели льготы, катались за рубеж?


Журналист пишет о том, что есть проблемы у Ташкента с соседями, и они заключаются в обеспечении питьевой водой, зашлакованности территорий и наркотрафике. Конечно, это проблемы, но ведь в этот перечень входят и противопехотные мины на границах, визы, таможня, погранично-милицейский беспредел. Стоило затронуть и эти острые аспекты.


Говоря о потенциальных возможностях национальной экономики, А.Шекхар заявляет, что «Узбекистан обладает такими полезными ископаемыми как золото, нефть, уголь, железная руда, а самое главное – белое золото – хлопок и пр.» Мировой опыт показывает, что наличие богатых природных запасов не всегда обеспечивает возможность войти в 10-ку самых развитых стран. Вот, Африка – самый богатый континент по ресурсам, а ее страны занимают самое последнее место в экономическом развитии в мире. Япония – наоборот – не имеет ресурсов, однако является самым передовым государством. Где же логика?


Ах, да, «видя богатый потенциал, многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ним. Такие страны как Китай, США, Турция, Россия, Индия, Япония и Южная Корея уже сотрудничают с Узбекистаном во многих областях». Уважаемый А.Шекхар, посмотрите товарную номенклатуру внешней торговли: из Узбекистана вывозятся сырье и энергоресурсы (а это 70-80% всего экспорта), а завозятся готовая продукция и изделия высоких технологий. То есть Узбекистан – это сырьевой придаток промышленно развитых регионов мира, как и было при Советской власти. Что изменилось?


Правда, как печально замечает индус, «их сотрудничество было бы более плодотворным, если бы не было так много препятствий со стороны таможенных и налоговых служб». Безусловно, эти структуры ставят «палки в колеса», но ведь эти барьеры определяет правительство, сами, по своей инициативе налоговики и таможенники не могут создать серьезного заслона для бизнеса. Но правительство – старое, хотя А.Шекхар назвал его новым, и поэтому не следует всех собак вешать на таможенные и налоговые органы.


Во всей статье я солидарен только с одной цитатой: «народ ждет улучшения во всех сферах жизни». Только у этого народа нет такого телескопа, чтобы увидеть то, что узрел великий индийский астроном-журналист Алок Шекхар.
(16.02.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: