Я уважаю ваш труд

Алишер Таксанов: литературный дневник

Так заявил президент Ислам Каримов 28 августа 2004 года, когда ему сообщили, что корреспондента агентства «Рейтер» Шамиля Байгина задержали охранники посольства Израиля для выяснения личности. Тогда аккредитационная карточка МИД Узбекистана не послужило основанием для правоохранительных органов, что журналист выполняет свои профессиональные обязанности. Милиционеры заявили, мол, удостоверение легко подделать, хотя их не смущало то, что с таким же успехом (и с большей пользы, кстати) можно подделать и документ сотрудника МВД.


Президент Узбекистана, беседуя с журналистами в перерыве между заседаниями Олий Мажлиса, без тени смущения сказал, что они имеют право свободно искать, получать и распространять информацию. Он не сообщил, что подчиненные ему структуры стремятся сделать все, чтобы эти права и свободы для журналистов были недоступны. Как-то выпало из памяти, что государство 12 лет финансировал орган цензуры – «УзЛИТ».


И.Каримов лицемерно отметил, мол, нередко представители СМИ попадают в зону повышенного риска. «Журналистам в нашей стране добывать информацию нелегко, но они должны бороться за «свой хлеб», - сказал глава республики. - Я имею в виду, что вы должны уяснить для себя, что вас не везде ждут с радостью. «Хлеб» журналиста очень тяжелый. Я уважаю ваш труд. И идти надо в первую очередь туда, где есть закрытые темы. Я бы очень хотел, чтобы эти закрытые темы вы сделали открытыми, тем более, что таких тем немного, их можно пересчитать по пальцам».


Очень странно слышать такие фразы из уст человека, который практически ввел страну в состояние экономической (под лозунгом импортозамещения) и информационной (под идей национальной независимости) самоизоляции. Журналисты испытывают серьезные сложности при добыче информации, так как в государственных структурах действуют гласные и негласные установки препятствовать журналистам, распространении материалов (самоцензура в печати, блокировка Интернета). МИД не аккредитовывает журналистов, работающих на зарубежные агентства, СНБ ведет слежку за ними, даже Центризбирком делает все возможное, чтобы не допустить к наблюдению за выборами тех людей, которые придерживаются оппозиционных взглядов или нелояльны режиму Ислама Каримова.


Закрытые темы таковыми и останутся. Разве позволит президент появиться информации о его личных счетах в западных банках или вывезенном золоте? Или как делают бизнес его дочери, одна из которых, кстати, дипломат? Останется закрытым и то, как организовывались теракты 1999 года в Ташкенте, и как преследовались инакомыслящие. Если уже история закрыта для народа, то что говорить о сегодняшнем дне? Его преданные режиму СМИ преподносят, как лучшее достижение узбекского народа, но при этом не говорят, почему узбекистанцы мигрируют от такого счастья.


Недоумение вызывает речь президента, сказанные им 31 августа у мемориального памятника жертвам колониального режима (а чем колониальный, кстати, хуже сегодняшнего? – прим. А.Д.), что поток информации, поступающей сегодня изо всех уголков планеты, нередко оказывает негативное воздействие на сознание молодежи. «Информационная атака бывает сильнее атомной бомбы. Сегодняшняя информация портит молодежь. Учить молодых людей здравомыслию, избавлять народ от вредных идеологий является для меня наивысшей целью. Надо соорудить железный занавес для отражения информационных атак», – сказал президент в интервью программе УзТВ «Ахборот».


Гм, как информация может портить молодежь? Можно подумать, что политика Ислама Каримова делает ее лучше. Гонять школьников и студентов на хлопокоРАБство – это соответствует пути, которое ведет нас к Великому будущему, о чем толкует Ислам Каримов с высоким трибун? Сдавать экзамены по его книжкам, которые могут служить пособием для психотерапевтов о шизофрении, - это тоже правильный путь?


И что означает избавлять людей от вредной идеологии? Как определить вредность той или иной мысли? Можно ли считать идеологию Ислама Каримовой полезной? Если она не обеспечила развитие гражданского общества, неправительственные структуры не могут легально функционировать, пресса под цензурой правительства, оппозиция выдавлена, коррупция в расцвете, то ее, наоборот, следует считать вредной.


А «железный занавес», о котором талдычит лидер республики, уже существует. Он возведен им самим же, чтобы иметь возможность оболванивать 25 млн. жителей страны. Но народ все равно знает, что бизнес в Казахстане идет лучше, и предприниматели бегут туда. Образование в России не строится на догмах и аксиомах Узбекбоши, а значит, есть шансы получить хорошие знания и навыки. «Информационные атаки» – это то, что не нравится И.Каримову. Естественно, ведь публикуемая информация ставит его вы ином свете, явно не в божеском.


Поэтому не стоит серьезно относиться к тому, что извергает президент. Он говорит то, что выгодно ему и его приспешникам, но никак не населению.
(23.12.-2004)



Другие статьи в литературном дневнике: