Загнанный в угол зверь страшнее вдвойне,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ РЕЖИМА ИСЛАМА КАРИМОВА?


Санкции, примененные США и Европой в отношении Узбекистана в связи с событиями, имевшими место в мае 2005 года в Андижане, показали, что демократические страны не намерены дальше терпеть авторитарные режимы, представляющие угрозу безопасности, как всему миру, так и в отдельности регионам, государствам. Стало ясно, Ислам Каримов, на словах декларирующий свою приверженность к политическим и экономическим реформам, на самом деле создает такие условия, когда все эти процессы затухают и перестают соответствовать чаяниям людей. Все больше времени, сил и ресурсов направляются на создание общего антуража таких трансформаций, чем на глубинные и серьезные изменения. В итоге это приводит к сложным диспропорциям в социальном и экономическом развитии Узбекистана.


Более того, это ведет к политическому противостоянию сил внутри общества, между гражданами и правительством, кланами и чиновниками, криминалом и здоровыми силами, учеными и провокаторами. Несомненно, это дестабилизирует ситуацию, что вылилось, например, к Андижанскому выступлению народных масс. Европа и США выразили сомнение об адекватности применения силы узбекским правительством в отношении выступавших. Даже суд, который ныне проходит в Ташкенте, не способен раскрыть реальности того, что имело место в мае. Все сводится к планируемыми враждебными силами сценариям смены власти, изменения конституционного строя, разжигании религиозной розни и гражданской войны, хотя возможно, что деструктивные силы (порожденные, кстати, нынешним режимом) могли использовать ситуацию для своих корыстных целей. Конечно, по мнению официальных представителей, во всем виноват союз радикалов ислама и демократов Запада, не зря же некоторые умники твердят о так называемом «фундаментальном демократизме». Аналитики сводятся к мысли, мол, Каримов, применив мускулы, хотел показать миру, что «цветные» революции у него не пройдут. Это был намек и конструктивным силам, которые хотели демократических изменений в республике, но ненасильственными методами, теми, что в свое время использовали последователи М.Ганди.


Зато как сменилась геополитическая ситуация в Центральной Азии в последнее время после активного наступления сюда России и Китая и бессовестной поддержки авторитаризма в Узбекистане. Поняв, что США и Европа – это «ненадежные» союзники, Каримов переметнулся к «старшему брату» и к удивлению многих, нашел у В.Путина тепло и ласку. Это было уже ясно, когда Исполком СНГ, контролируемый и управляемый Москвой, заявил о легитимности всех выборов в Узбекистане, а российская делегация утверждала, что никаких нарушений она не узрела. Чуть ранее был неожиданный визит Каримова в Россию, хотя эту страну узбекский лидер «не переваривал» много лет и, кстати, никогда не скрывал этого. Не зря в течение 10 лет тормозились многие интеграционные процессы на пост-советском пространстве благодаря Узбекистану, не говоря уже о замораживании узбекско-российского двустороннего сотрудничества. Может, все дело в «самолетном золоте»?.. Или в еще других темных операциях, о которых Служба внешней разведки докладывает Путину чуть ли не ежедневно, и что храниться в толстенных папках?..


Дело в том, что демократические силы загнали «зверя» в угол. Режим Каримова стал задыхаться от того, что со всех сторон на него оказывалось давление: будь то Европейский банк реконструкции и развития или МВФ, будь то Европарламент или отдельные страны, будь то неправительственные организации типа «Хьюман Райтс Вотч», «Амнестик Интернешнл» и др. То есть было очевидно, что от республики ждут реальных перемен, ибо коллапсирующаяся экономика узбекского модели ведет к социальным потрясениям, которые, в свою очередь, взорвут весь регион (да так, что мало не покажется). Наркотрафик, нелегальная миграция, преступность, хищения национального богатства – это вытекающие последствия коррупции, свернутых демократических преобразований, отсутствия оппозиции, бесконтрольности власти, беспредела мафии, всесильности карательных органов. Это ясно понимали в правительствах многих стран.


Но часть из них считали, что все можно решить силовыми механизмами. Это, в частности, в Китае и России – странах, где с демократизмом тоже проблемы. Так уж получается, что ШОС – это союз нарушителей прав человека. Скажите мне, разве по уровню демократических свобод эти государства находятся впереди планеты? Режимы, создавшие эту «шестерку», практически противопоставили себя другому миру. Как было 20 лет назад между социализмом и капитализмом.


И узбекский «зверь» получил свою берлогу в этом военно-политическом блоке, и теперь никого не боится. Он рычит, когда ему показывают на недостатки и нарушения в его царстве. Он готов и дальше давить на граждан Узбекистана, так как опасается не только внешнего давления, но и внутреннего. От внешних сил его спасают Москва+Пекин, а вот от внутренних «врагов» Каримов может «защититься» самостоятельно. И на это тратяться немалые ресурсы. Разве у СНБ нет иных задач, чем охотиться за оппозицией, подслушивать разговоры журналистов или служителей мечетей? По-моему, 37-й год – это цветочки, наше время страшнее своей беспринципностью и нигилизмом к правам и свободам людей.


И зверь действует. Он выставил за дверь Фонд Сороса и ряд международных организаций, начал закрывать неправительственные структуры, поскольку считал их рассадниками западной демократии. Он усилил охоту на демократические силы, например, бросил в тюрьму лидера «Солнечной коалиции» Санджара Умарова, заблокировал оппозиционно-демократические сайты в Интернете. Под колпаком оказались не только независимые журналисты, но и те, кто особенно сильно не выступал против режима, но в кулуарах высказывал несколько иные мысли от официального взгляда на текущие процессы и фундаментальные основы государственности, - это врачи, учителя, военнослужащие, студенты, артисты, писатели. Загнанный в угол зверь готов на многое, и это уже ясно по сегодняшним дням в Узбекистане. Когда антизападная истерия приобретает огромный масштаб, против демократических сил организуются акции, внедряются во все сферы бездарные идеи кровавого нынешнего вождя и средневековых правителей, и инакомыслии не допускается ни в каком объеме и содержании, то не следует ждать того, что узбекистанцы когда-либо вздохнут свободнее.


Понятно, что зверь не намерен уходить с политической арены и в 2007 году. Ибо он боится последствий для себя, которые не заставят себя ждать. Безусловно, Каримов будет выдан Международному трибуналу, если от нового правительства Узбекистана этого потребует мировая общественность, его зарубежные счета начнут арестовываться, вскроются многие махинации, которые имели место с 1989 года, выявятся несметные богатства «узбекского Рокфеллера»… И тогда народ поймет, кого поддерживал и чьи полномочья он продлевал до 2007 года. Этого и боится «человек, определивший эпоху», семья которого уже в розыске властями США. И тем сильнее на него давит Запад, тем сильнее обратная реакция: зверь готов разить всех наповал, ибо его зажали в угол, а сдаваться он не желает. Быть шкурой на стене победителей его никак не прельщает.


А Россия и Китай пока будут прикрывать одеялом этот режим. Потому что их геополитические интересы выше прав и свобод граждан Узбекистана. Они видят угрозу из США и Европы, а значит, готовы вовлечь в союз хоть дракона, лишь бы тот полыхал огнем в сторону врага. А Каримов так и делает. И здесь нет места морали и нравственности. У загнанных в угол зверей они улетучиваются сразу. Своя шкура ближе к телу…
(11.11.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: