Газификация всей страны?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Товарищ из «Би-Би-СИ» попросил дать краткий комментарий относительно последних движений Ташкента с Москвой в области контактов газодобывающей сфере. Вот что я написал:


Энергетика и вода – это ресурсы для мировой политики, и естественно, те, кто обладает хотя бы какими-то запасами, может диктовать свои условия. Это понимают и в Москве, и в Ташкенте. Современные войны в той или иной степени увязываются с энергетической политикой (взять хотя бы Ирак, блокаду Ирана и Ливии со стороны США).
Газ – это конвертируемый продукт. Миру не нужны узбекские «Нексии», помидоры и текстиль – этого у себя достаточно, а вот от такого ценного энергетического сырья никто не откажется. Для России узбекский газ – это попытка экономически и политически увязать к себе республику и создать своеобразный пояс безопасности от внешнего влияния и «круг своих друзей». С одной стороны, доля центральноазиатского газа в общей добыче Росии этого ресурса не превышает 4%, и поэтому не имеет большого значения еще с учетом того, что сам этот газ в меньшей степени потребляется Россией. Однако для реэкспорта в Западную Европу такие кубометры имеют большой политической смысл.
Для России газ СНГ – это попытка влиять на само Содружество и на связи каждой страны с миром. Москва была одним из противников создания трубопроводов из Казахстана и Азербайджана в Европу минуя Россию. Поэтому везде проскальзывали мнения «экспертов» о нецелесообразности подобных проектов в связи с высокой себестоимостью трубы и неопрпавданными оценками запасов нефти и газа. Поэтому и тормозились на всяких уровнях попытки Центральной Азии создать новые магистрали.
После 2004 года отношения Москвы и Ташкента стали строится на «новых» политических реалиях. Ислам Каримов отвернулся от Запада и лихорадочно стал искать поддержку у «старшего брата», и ее нашел. В обмн на лояльность в энергетической политике. В первые годы цена продаваемого узбекской стороной газа для России была смехотворно низкой – 55 долларов за 1000 кубометров и плюс 1 доллар за транзит по территории Узбекистана. До России доходил газ в цене около 70 долларов, однако продавался он Украине и другим странам Центральной и Западной Европы в 2-4 раза дороже. Скидка делалась для партнеров, к примеру, Беларуси. Таким образом, газ стал рычагом смещения политических ориентиров и магнитом для партнерства.


Узбекистан в экономическом смысле это совсем не устраивало, учитывая и то, что газификация поселков еще далека от 100%, а промышленность сама нуждается в этом ресурсе. Понятно, что И.Каримов видел, каких источников экономического благополучия он лишается, продавая газ по таким ценам. Более того, Ташкент все больше попадает под давление уже Москвы, которая является противником строительства новых трубопроводов мимо ее. Российские компании готовы инвестировать лишь в расширение старых путей и открытие новых месторождений. И хотя это немаленькая сумма, однако на большее Россия идти не желает, ибо большее – это основы для независимой политики. Понимая это, Каримов пригласил к газовому проекту и Китай – как противовеса влиянию России, чем вызвало негодование в Кремле.


С 2006 года начался поцесс обсуждения с «партнерами» о повышении закупочной цены до 60, а затем и до 100 долларов за 1000 кубометров. Узбекистан не хочет увязываться полностью с Москвой в энергетической сфере, и поэтому не зря недавно И.Каримов подписал президентское поставновление "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета республики Узбекистан на 2008 год", согласно которому с 1 января 2008 года вводится налог на сверхприбыль, полученную от реализации природного газа, в размере 75%. Налог на сверхприбыль от реализации природного газа устанавливается при цене, превышающей $100 (в сумовом эквиваленте) за 1 тыс. кубометров. Это означает, что автоматически повышается цена для продажи и россияне вынуждены будут пойти на это. Впрочем, это не столь важно, сколько то, что Ташкент пытается лаврировать и оторваться от влия.яния Москвы, чем вызывает у последней соответствующее раздражение. Ведь И.Каримов отличается своей непостоянностью, а ненависть к России у него в крови – об этом свидетельствует вся внешняя политика 1990-х годов. Лишь Андижан стал пунктом для вынужденного сближения.


Скорее всего, Ташкент после завершения президентской кампании взял снова курс на Запад. Это явственно прозвучало в последнем выступлении главы государства, где он пытался «опровергнуть» досужие мнения, что у Узбекистана и США с Европой есть противоречия. То есть, И.Каримов намерен вновь взять проевропейский курс, и повышение цены на газ – этому подтверждение. Теперь Каримов будет играть на интересах России и Запада, и газ станет хорошей разменной монетой. Вновь начнут подниматься диверсификации путей - «проекты» о строительстве газопроводов в Европу, Юго-Восточную Азию, чтобы держать в напряжении Россию, заставить ее пойти на определенные уступки, например, расширения рынков сбыта для узбекской продукции – сельскохозяйственной, промышленной и укрепления рынка импортируемой из Узбекистана рабочей силы (не стоит забывать, что банковские трансферты гастарбайтеров из Россиии в Узбекистан превышают 700 млн. долл. в год, а в целом объем достигает 1,2 млрд. долл.).


Однако следует помнить, что здесь не столь велики ожидания государства, сколько личные амбиции И.Каримова, который зачастую идет наперекор интересам страны. Он понимает аморфность своего внешнего авторитета после последней президентской гонки, когда он остался у власти без юридических оснований, проодемонстрировав миру, что он элементарный диктатор. Но именно с такими и нянчаются, ибо с одним человеком легче договориться, чем с демократическим парламентом. И газ останется рычагом воздействия на мировое сообщество.



Другие статьи в литературном дневнике: