Кому-то это выборы, а по мне - узурпация

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал статью «Новая дистанция Каримова» на РосБалт и решил оставить свой коментарий. Привожу этот текст:


Иногда поражает незнание некоторыми "экспертами" ситуации той страны, о которой они пишут. Чтобы понять Узбекистан, нужно пожить тут, хотя бы год, выучить язык, вникнуться в ментальность и традиции народа, а потом давать свои суждения.
Итак, Ислам Каримов был избран президентом еще в марте 1990 года - его утвердил Верховный совет республики, потом он стал президентом путем прямого голосования в декабре 1991 года. Тогда еще не была принята новая Конституция Узбекистана – она появится через год.


Конституция – это уникальная модель узурпирования власти при якобы существущих элементах демократии. Во-первых, президента невозможно снять, например, через импичмент, там вообще нет никакого механизма контроля за президентом. Лишь по болезни он может уйти (по своему желанию!), а это маловероятно... Во-вторых, у него сконцентрирована огромная власть. Ему практически подотчетны парламент, суды, правительство, он может распустить парламент и поменять министров. И.Каримов открывает сессии Олий Мажлиса и его закрывает, он заставляет перед ним отчитываться любого депутата. Он является одновременно Председателем кабинета Министров, при этом существует премьер-министр. Постановления Кабмина подписывает Каримов, а не премьер-министр. Непонятно, а кто такой премьер-министр?


Каримов единолично назначает хокимов (местную администрацию) областей, городов и районов, министров и руководителей ведомств.
В Узбекистане с 1992 по 2003 годы работала структура – «УзЛИТ» - цензура, хотя она была запрещена. Без печати цензуры не выходила ни одна страница газеты. Сейчас цензуру осуществляют учредители при контакте с аппаратом власти. Спущены списки журналистов, которым запрещено публиковаться. Блокируется Интернет. В тюрьмах томятся десятки журналистов и правозащитников, обвиненных в преступлениях, которые они не совершали.


Меня тоже хотели арестовать по сфабрикованным делам, но я успел покинуть родину. Теперь я политбеженец. Но продролжаю бороться за свободу в своей стране.
Далее, в 1995 году И.Каримов продлил свои полномочия до 2000 года, хотя Конституция не предусматривает вопрос продления полномочий через референдумы – это противоречит Основному закону. Тогда Каримов просил засчитать это вторым сроком, но парламент, послушный как котенок, промяукал, мол, нет, Ислам-ака, это продолжение первого.


В 2000 году он вновь подал на второй срок. Полномочия должны были закончится 22 января 2005 года. Тут запущен еще один хитрый механимз – в 2002 году внесены бессмысленные поправки в Конституцию, в частности, сделать парламент двухпалатным, что является абсурдным для унитарного государства (по крайней мере, так официально заявляется, хотя при наличии в составе Каракалпакии это уже федерация). Заодно внесли предложение увеличить срок с 5 до 7 лет для президента. Учтите, что ФИО Каримова не звучала, закон обратной силы не имеет, а значит, семилетний срок касался только будущего президента. Об этом спрашивали председателя ЦИКа и он заверил, что это не для И.Каримова. И обманул, так как И.Каримов продолжает оставаться президентом до сих пор.


Стоит сказать, что нет смысла давать такие сроки полномочий президентам. По-моему убеждению, лучший срок – 4 года. Да, есть семь лет в ФРГ и Израиле, но там президенты – свадебные генералы, у них нет такой власти, как у узбекского «собрата». В итоге И.Каримов оказался вне контроля и неподотчетен народу и парламенту.
Бог с ним, пускай будет 7 лет для И.Каримова, однако его срок истек 22 января 2007 года. Почему он 11 месяцев сидит как президент? А тут вторая хитрость, которая противоречит Конституции. В Конституции говорится – 7 лет и точка! А в законе о выборах президента, что избрание происходит в год окончания срока действующего президента в декабре, то есть закончился в январе 2007, а выборы будут в декабре. Вот так И.Каримов получил еще 11 месяцев власти. Ни Конституционный суд, ни Верховный суд, ни Парламент не смутило такое правонарушение, которое называется узурпация и карается Уголовным кодексом по статье «захват власти».


Но это еще не все – не зря же это Восток. Конституцией запрещается более 2-х сроков подряд. То есть на третий срок И.Каримов не имел никакого права.
Тут написали, что ЦИК дал пояснения по этому поводу. Вранье!!! Никогда ЦИК не давал таких пояснений. Там боятся вообще заикаться на эту тему, хотя сотни людей обращаются в суды и прокуратуру дать оценку деятельности президента и ЦИК. Но там отмалчиваются.


Противно, что российские и другие «наблюдатели» идут на поводу И.Каримова и тоже обманывают свое правительство и врут своим народам. Все три кандидаты – это лишь антураж кандидатов, никому из них власть не нужна. Все это – спектакль. И они сами это понимают. Не понятно, как им только не противно и не стыдно.
Далее, я как бывший дипломат (проработавший 4 года в МИДе и в посольстве в России) скажу, пока у власти И.Каримов – никогда не будет Узбекистан другом России. И с огнем он играет, сорясь с США.


Что касается исламского фундаментализма, то... это пугалка для мира. Почему в России не пугаются православного фундаментализма, в Италии – католицизма, в Израиле – ортодоксального иудаизма? Почему ислам? Ведь 90% населения Узбекистана – мусульмане, почему нас должны пугать нашей религией? Религия используется для управления массами, в том числе это было и в Андижане. Но бойню спровоцировал Каримов и он создал условия для массовых выступлений. Да, там был криминал, но и в этом есть вина Каримова.


Чтобы все это рассказать – нужно время и пространство. Нужно начинать с простого. А на это нет сил и желания – устал.
Просто хочу сказать вам, И.Каримов – тиран и не демократ. Он посадил экономику, извините меня, в зад. Пятое место в мире по коррупции, 60% экономики в «тени» - это я говорю вам точно, потому что вел этот проект в Институте стратегических исследований, сам по специальности я экономист, кандидат наук. Мой проект закрыли, так как сверху решили, что нет в стране теневой экономики, и коррупция есть только в России. В стране нет оппозиции – он жестоко преследует журналистов, политиков, правозащитников, всех тех, кто думает иначе.


Все цифры о росте ВВП и прочем – это сказки. Но такие как вы этому верите. Тогда спросите себя: почему 2 млн. узбеков батрачат у вас, в России, если у нас реформы успешные? Доход в 50 долл. в месяц - это успех?
И не ждите хорошего от того, что к власти пришел, то есть остался И.Каримов.


Да, другое дело, что послушный народ изберет своего тирана – и это тоже специфика Востока. Увы. Правильно говорят, что каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Потому что можно подделать 20-30% голосов, но никогда 100%. Тут народ может взволноваться и постоять за себя. В Узбекистане этого не будет. Да, локальные столкновения – будут и они неизбежны при И.Каримове. Но революций – никогда.


Можно обвинять Запад, СНГ, соседей в их пассивности к нарушениям в стране, но если сами узбеки это допускают, что могут они? Мы же сами позволили И.Каримову сесть себе на шею. Что после этого вопить? У меня опускаются иногда руки. Потому что народ не расторомошить. Ему нравится быть рабом...
Для меня это означает одно – я еще 7 лет не смогу вернуться домой. И вынужден буду жить на чужбине, пускай даже благополучной и демократической.



НОВАЯ ДИСТАНЦИЯ КАРИМОВА


Когда наблюдаешь за ходом избирательной кампании в Узбекистане, невольно вспоминается один предвыборный анекдот. Известная фабула вороны и лисицы от Эзопа-Крылова. Лисица, подбежав к дереву, спрашивает птицу: «Ворона, ты будешь за такого-то кандидата голосовать?». Та молчит. Это повторяется второй и третий раз. Наконец, стоическому молчанию приходит конец, и ворона в ответ на вопрос каркает во все горло: «Да-а-а!». Сыр падает, довольная лисица убегает, а ворона задается вопросом: «А если бы я сказала «Нет!», что бы изменилось?».
Отличительная особенность выборов в среднеазиатских республиках – высокий процент голосов, который победитель набирает даже при наличии конкурентов. Цифра меньше, чем в 80%, воспринимается как несолидная – мол, перед соседями даже стыдно.
Достаточно вспомнить, что Нурсултан Назарбаев в 2005 году получил больше 90%, а его киргизский коллега Курманбек Бакиев в том же году заручился поддержкой 88,65% избирателей. За Эмомали Рахмонова в Таджикистане проголосовали более 82% избирателей, а за Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане – 89%. Еще можно вспомнить выборы в Узбекистане, где Ислам Каримов побеждал уже дважды – в 1991 и в 2000 году. Избранный на 4 года на заре независимости, в 1995-ом он провел всенародный референдум по вопросу об увеличении срока президентских полномочий до 7 лет. При этом текущий срок был продлен до 2000 года. На рубеже веков президент Узбекистана переизбрался, набрав более 90% голосов.
В 2000 году в Конституцию Узбекистана вносились изменения. Это позволило решить проблему «третьего срока» в 2007. ЦИК рассудил, что раз с 2000 года страна живет с измененной Конституцией, президентский срок 1991-2000 Исламу Каримову не засчитывается, и он может спокойно баллотироваться вновь.
На сей раз конкуренцию действующему президенту, выдвинутому Движением предпринимателей и деловых людей и Либерально-демократической партией Узбекистана, решили составить пятеро. Двое выдвиженцев не смогли собрать необходимое количество подписей и отсеялись. В итоге соперниками Ислама Каримова стали двое мужчин и женщина.
Первый из них – заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента) Аслиддин Рустамов. Его выдвинула Народно-демократическая партия Узбекистана – преемница Коммунистической партии. Председателя Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмала Саидова выдвинула инициативная группа избирателей. Соперница Каримова – еще один заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса – Дилорам Ташмухамедова. Ее выдвинула партия «Адолат» («Справведливость»).
Среди четырех кандидатов в президенты Ислам Каримов – самый старший. В январе следующего года ему исполнится 70 лет. И практически никто не сомневается, что Ислам Каримов выборы выиграет, оставшись у власти еще на семь лет.
Другое дело – что ждет Узбекистан после, ведь разменяв восьмой десяток лет, невольно надо думать о преемнике. Ясно, что ни один из трех нынешних соперников Каримова на эту роль претендовать не может, поскольку рейтинг их не велик. Однако проблема передачи власти стоит очень остро. В том, чтобы в Узбекистане воцарился хаос, заинтересованы, в первую очередь, экстремисты, мечтающие взять власть в свои руки, сделав Узбекистан плацдармом для построения халифата. Вот почему Каримов неизбежно будет просчитывать разные варианты, пытаясь не допустить кровопролития при передаче власти.
В то же самое время, от руководства Узбекистана стоит ждать перемен в социальной и экономической сферах. С момента распада СССР прошло уже 16 лет, а потому сваливать беды на переходный период становится все менее удобно. В этом году резкое повышение цен на продукты питания больно ударило по карманам граждан, едва не приведя к волнениям. По сообщениям ряда информационных агентств, находящихся за пределами Узбекистана, такие волнения едва не произошли в Маргилане и Намангане.
В политической сфере реформ ожидать не приходится. Для движения Каримов избрал экономический и социальный векторы. Об этом он лично заявил, делая доклад на торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Узбекистан. Этот доклад, без сомнения, можно расценивать как программный – своего рода, послание к народу Узбекистана. «Наша главная цель – неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни», – сказал Каримов. Он пообещал строить реформы на пяти принципах, обозначенных как «узбекская модель»: деидеологизация экономики, признание роли государства в реформировании, верховенство закона, реализация сильной социальной политики и, что особенно важно, поэтапный, постепенный переход к рыночной экономике.
Говоря о перспективах на 2008 год, Ислам Каримов объявил наступающий год «Годом молодежи», особо подчеркнув, что самая важная из острых проблем заключается в обучении молодежи современным профессиям и обеспечении их работой. В программе Каримова декларируется и намерение повысить зарплату в Узбекистане за 3 три года в 2,5 раза. Как отметили источники в министерстве экономики Узбекистана, в следующем году ожидается рост инвестиций в экономику страны и разработка долгосрочной программы развития Узбекистана по примеру соседних государств. О деталях этой программы чиновники министерства рассказать отказались.
Интересно обратить внимание и на перспективы во внешней политике. После андижанских событий 2005 года (жесткое подавление беспорядков) в отношениях между Западом и Узбекистаном произошло резкое похолодание. Итогом стало выдворение американской военной базы из Узбекистана. Ташкент заменил западный вектор российским, а Запад ввел ряд санкций. Спустя два года, убедившись в их полной неэффективности, Запад начал активно подавать Ташкенту сигналы о готовности пойти на мировую. Об этом говорит и включение Узбекистана в центрально-азиатскую энергетическую стратегию сотрудничества, принятую ЕС. В пользу этого свидетельствуют и визиты американских дипломатов в Ташкент, во время, которых за туманными дипломатическими фразами скрывалось желание американцев как можно скорее наладить отношения и вернуть себе возможность влияния на регион, вытеснив Россию и Китай.
То, что Узбекистан, являясь членом ШОС, восстановил свое членство в ОДКБ и принял активное участие в работе ЕврАзЭС, вызывало тревогу США, теряющих влияние в Центральной Азии. Ташкент в этом плане выглядит противовесом Астане, которая благоволит российской политике в регионе.
В программном выступлении Ислам Каримов откликнулся на сигналы Запада. «Ни для кого не секрет: все еще есть те, кто утверждает, что и сегодня продолжаются какие-то разногласия между Узбекистаном с одной стороны и США и европейскими государствами с другой. Нетрудно понять, что им хотелось бы существования таких разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду», – отметил президент Узбекистана, не уточнив, кто именно скрывается за туманным словом «те». Между строк можно прочесть лишь два варианта – Москва или Пекин.
«Узбекистан в своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения со всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой. Мы никогда не свернем с этого пути», – обещал Каримов.
Как бы ни проходила избирательная кампания в Узбекистане, ясно, что Запад примет ее результаты, несмотря даже на традиционное «фи» от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (наблюдать за выборами оно на этот раз вообще отказалось). Можно не сомневаться и в том, что миссия наблюдателей от СНГ не усмотрит особых нарушений, поскольку эти выборы Узбекистан планировал особенно тщательно.
Как заметил сам Каримов, «претворяемая сегодня в жизнь модель системы выборов тщательно и глубоко продумана, базируется на международных стандартах и передовом опыте демократических государств мира и полностью отражает традиционные ценности и менталитет нашего (узбекского) народа». Все это в совокупности означает одно: 23 декабря действующий президент получит мандат доверия народа еще на семь лет.
Александр Евграфов
http://www.rosbalt.ru/2007/12/22/442822.html



Другие статьи в литературном дневнике: