О швейцарской социальной защите

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал статью в «УзА» о том, как государство «формирует» сильную социальную политику. Как экономист понимаю, что создается она административными механизмами, а не экономическими, и поэтому эта помощь мало имеет значения для населения. При объявленной минимальной зарплате в 14,5 долларов какая серьезная помощь - материальная или иная - может быть оказана нуждающимся? Я помню, как в 2000 году моя жена получала в месяц от махаллинского комитета по 3-5 тыс. сумов, что было меньше 4 долларов, - это так называемые детские пособия. На что эти суммы могли хватить?


А теперь расскажу, какая помощь оказывается здесь, в Швейцарии, иностранцам, в частности, беженцам. Пока у вас статус «Н», вы находитесь под заботой «Азульт организации», оно выделяет вам комнату в общежитии, выдает 80 франков в неделю на человека (по 50 – на ребенка). Она также выплачивает ваши затраты на лечение, или изыскивает резервы у других гуманитарных структур, например, «Каритас», при этом следует отметить, что медицина в Швейцарии – самая дорогостоящая сфера. Одна только пломба зубная стоит от 400 франков, не говоря уже о других видах услуг.


Два раза в неделю выдавались продукты питания, один раз в 6 месяцев – деньги на обувь и одежду. Учеба в школе при общежитии – бесплатное.
Если уже есть статусы «Ф» или «Б», то тогда материальная помощь возрастает. Беженцы со статусом «Ф» остаются под заботой «АО», а вот «Б» - идут под местное самоуправление – гемайнд (в Узбекистане такая форма общежития называется «махалля»). И я приведу, сколько денег выплачивает гемайнд беженцу:
- если он один, то 96 франков в месяц;
- если их двое - семья, то 1469 или по 730 франков на одного;
- трое, соответственно, 1786 и 595 франков;
- четверо – 2054 и 514 франков;
- пятеро – 2323 или 465 франков;
- шестеро – 2595 и 432 франков;
- семеро – 2861 и 409 франков.


Как видно, чем больше семья, тем меньше денег выделяется. Но в расчет берется то, что на приобретение пищи на семью требуется меньше расходов, чем на одного. Что касается статуса «Ф», то на человека выходило 350 франков в месяц. Гемайнд обязан выдать деньги и за приобретение мебели. Моим знаекомым заплатили разные суммы – от 4 до 5 тыс. франков. Мы пока не просили денег, так как пользуемся той, что есть в квартире. Потом, когда переедем в другое место, то получим эти суммы.


За трехкомнатную квартиру, которую мы снимает в поселке Элгг, гемайнд платит 1380 франков в месяц, максимальный размер, на который могу расчитывать семья из четырех персон, – до 1700 франков. Я был у колумбийцев (семь человек) в Орликоне, и видел, в какой шикарной пятикомнатной квартире они жили, и за них оплачивали органы самоуправления 2400 франков. Наш гемайнд заплатил 300 франков за флейта-курс для моей младшей дочери на год. За лечение зубов жене – около 3 тыс. франков.


Гемейнд помогает решать нам проблемы с теми или иными государственными структурами, организует экскурсии, выплачивает по 1500 франков за мою учебу в школе интенсивного изучения немецкого языка (моей жене – 3 тыс. франков, потому что она учится на высокой ступени) за 6 месяцев. Замечу, что в Швейцарии все очень и очень дорого. Как видим из этого, суммы немаленькие, однако социальные маханизмы работают. Способна ли на это узбекская система? Конечно, нет.



Другие статьи в литературном дневнике: