О кадровых перестановках

Алишер Таксанов: литературный дневник

И КОРРУПЦИИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКИСТАНА


Нельзя считать, что кадровая ротация в высших эшелонах власти Узбекистана определяется исключительно клановыми интересами, хотя такое влияние существует (и не малое). Другое дело, что эти перестановки носят иногда технический, а порой и политические мотивы. Нужно учесть, то все чиновники, руководящие министерствами, комитетами и ведомствами, по сути, не являются политиками, а воспринимаются лишь назначенными президентом Исламом Каримовым высоко стоящими менеджерами. И поэтому они не отражают оппозиционные и иные стороны, входящие в правительство, а выполняют установки главы государства.


Перестановки в правительстве, которые имели место в середине-конце июля 2005 года, в большей степени отражали технический характер, хотя Ислам Каримов мог провернуть это в стиле борьбы с коррупцией, поскольку именно она являлась основным мотивом таких рокировок. Президент прекрасно осведомлен о теневых сторонах деятельности местной администрации (областных, городских, районных хокимиятов) и отраслевых органов, между тем, это является одним из способов удержания в верности/преданности ему ключевых руководителей. С одной стороны, он может передать заготовленные компрометирующие материалы в прокуратуру на неугодных лиц, а с другой, позволяет им использовать государственные ресурсы для личного обогащения, чтобы сохранить их лояльность режиму.


Следует отметить, что эти изменения в основном коснулись экономического блока, и в большей степени охватывают кредитно-инвестиционный сектор. 19 июля на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященного итогам 1-го полугодия 2005 года, были сделаны замечания министерству экономики (С.Хасанову) и Агентству по внешним экономическим связям (Н.Нажимов) за низкие темпы освоения иностранных инвестиций при реализации отдельных проектов Инвестиционной программы 2005 года. Это был знак того, что этот блок будет (или уже) подвергнут особому вниманию со стороны президента и его карательных структур.


Дело в том, что после валютно-финансового кризиса, охватившего Узбекистан к 1996 году, была сужена конвертация национальной валюты, ограничен доступ предприятий и физических лиц к иностранной валюте. Это породило определенную коррупцию, особенно в банковской сфере. С другой стороны, потерпевшие огромные убытки западные компании отказывались осуществлять инвестиции или предоставлять кредиты без соответствующих гарантий. Законодательные аспекты их мало интересовали, ибо они осознали, что нормативно-правовая база в республике слаба, а суды подчиняются правительству, а значит, добиться справедливого решения весьма сложно. Компании осознали, что теневые/неофициальные отношения имеют большую перспективу.


Поэтому одни кредиторы вступали в сговор с некоторыми высшими должностными лицами в правительстве Узбекистана, чтобы получить определенные льготы, а другие стали настаивать на правительственных гарантиях, и они были предоставлены некоторым крупным компаниям/финансовым институтам. На тот момент республика не могла развиваться без внешних заимствований, и поэтому была вынуждена идти на такой шаг. Однако, это усилило коррупционные процессы как в самом Кабинете Министров, так и в Национальном банке внешнеэкономической деятельности Узбекистана (НБУ), которые было основным «поглотителем» и распределителем иностранных технических кредитов. Как заявил представитель Генеральной прокуратуры, 14 сотрудников НБУ в текущем году были обвинены и осуждены за тяжкие преступления, такие как хищение государственного имущества, взяточничество. Среди находящихся в международном розыске – первый заместитель председателя правления С.Тищенко, руководитель Центра проектного финансирования П.Зинин, сотрудники Ш.Аблямитов и Р.Батыршин. В ходе расследования с виновных было взыскано 7,8 млрд. сумов (около $7,8 млн.).


Еще в конце 90-х годов некоторые чиновники НБУ заподозрили возможности для махинаций с валютными ресурсами. В частности, тогдашний первый заместитель НБУ С.Тян отказался подписывать документы, связанные с принятием кредитных обязательств. На заседании Кабинета Министров премьер-министр Уткир Султанов поинтересовался причинами такого поступка, на что Тян заявил: документы «сырые», в них много недочетов, мы не можем брать на себя такие обязательства. У.Султанов гневно сказал: разве гарантии правительства вам недостаточно?! В любом случае, договора были заключены.


Обычный срок кредитов – 5 лет, и к 2004-2005 году настали сроки выплаты процентов и сумм, и тут выяснилось, что их общая сумма превышает возможности правительства, имеющего определенный резервный фонд. Кабинетом Министров было поручено НБУ оплатить часть долга за счет собственных ресурсов, что привело к отрицательному балансу самого банка. То есть, по всем статьям (региональным отделениям) НБУ имел положительное сальдо, но по линии Управления Проектного финансирования сложился огромный долг, который и привел к ухудшению экономического состояния этой организации.


Соответственно, правительство провело расследование. Оказалось, что некоторые (а по сведениям из определенных источников в НБУ) многие проекты имели низкий КПД, то есть были убыточными и рентабельными в связи с их непроработанностью, а также из-за коррупции - средства просто расхищались ответственными работниками через подставные фирмы. Через НБУ происходила закупка устаревшего и ранее использовавшегося оборудования, завышалась сметная стоимость строительства и реконструкции предприятий, значительная часть денег уходила на ненужные консультации сторонних специалистов. Безусловно, речь идет о значительных денежных средствах, хотя представитель прокуратуры дает лишь отдельные эпизоды (на общую сумму в $8-10 млн.) всей масштабной банковской аферы. По источникам из НБУ, сумма похищенного и нанесенного ущерба исчисляется не менее в $70-100 млн.


Сказать, что в то время высшие руководящие лица, какими являлись Рустам Азимов (председатель правления НБУ), Эльяр Ганиев (председатель АВЭС), Уткир Султанов (премьер-министр), Файзулла Муминов (Центральный банк) и другие, были заведены в заблуждение своими подчиненными – это маловероятно. Такие суммы невозможно прокрутить без коррумпированной верхушки, и весьма возможно, что высокопоставленные чиновники получали свои «откатные». Вероятно и то, что Ислам Каримов подозревал или имел соответствующие докладные из спецслужб на эти махинации, но закрывал глаза (в тот момент в условиях ухудшения экономической ситуации и усиления недовольства граждан он нуждался в доверенных людях, помогающих ему стабилизировать положение). Другое дело, что через несколько лет скрыть хищения стало невозможным. Более того, такие масштабы напугали самого президента, ибо после андижанских событии стало ясно: Запад начнет оказывать политическое и экономическое давление, и без того небольшие инвестиции/кредиты/гранты перестанут идти в страну.


Первым таким звонком стал саммит Евробанка в мае 2003 года в Ташкенте, где была проведена увязка политических реформ в Узбекистане с предоставляемыми кредитами. Из-за отсутствия реальных реформ в экономике и социальной сфере значительно сузили свои проекты Всемирный банк, МВФ, Международная финансовая корпорация и частные иностранные банки/кредитные союзы. Второе – уменьшение экспортных возможностей на внешних рынках: так, доля экспорта в общем объеме внешней торговли Узбекистана в I квартале 2005 года снизилась до 57,9% (тогда как в I квартале 2004 года показатель составлял 58,1%), тогда как доля импорта увеличилась до 42,1% (или 41,9%).


Поэтому были найдены «козлы отпущения» в лице некоторых ответственных сотрудников НБУ, а также АВЭС (в частности, говорят, что под следствием находится заместитель председателя Шахло Абдуллаева). Далее, начата трансформация самого Агентства. 21 июля был опубликован Указ президента Ислама Каримова «О совершенствовании системы управления в сфере внешних экономических и торговых связей, привлечения инвестиций», в рамках которого АВЭС было преобразовано в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли. Были упразднены Межведомственный совет по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров; Республиканский совет по стимулированию развития экспортного потенциала.


Можно предположить, что за просчеты, совершенные еще в бытность руководителя НБУ, Рустам Азимов указом президента от 25 июля был освобожден от должности первого заместителя премьер-министра, министра экономики и руководителя Общеэкономического комплекса и комплекса потребительских товаров. В тот же день его назначили министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли, вероятно, чтобы он привел в порядок этот сектор, заодно реабилитировался в глазах президента.


По некоторым сведениям, лишился статуса вице-премьера и министр иностранных дел Эльяр Ганиев, который до этого возглавлял АВЭС. Кадровый офицер СНБ Э.Ганиев исполнял свой долг на гражданском посту, и вряд ли особо был ввергнут в коррупционные дела НБУ, однако он пропустил мимо глаз многие преступные деяния, хотя имел возможность их проконтролировать или выявить. Вполне возможно, что учли и успехи АВЭС: внешнеторговый оборот Узбекистана в 2004 году характеризовался ростом на 29,6% по сравнению с 2003 годом и составил $8,669 млрд., при этом объем экспорта увеличился на 30,3% или до $4,853 млрд., а объем импорта - на 28,7% или до $3,816 млрд.


Как исправление ситуации И.Каримов видит в усилении сотрудничества с ШОС, а также Китаем, предоставляющего кредиты без правительственных гарантий, инвестиции и гранты, и с Россией, которая начала инвестиции в газонефтяной сектор, обещала поддержку в рамках военной помощи и блокировании возможных санкций в рамках Совета безопасности, Парижского клуба и «Большой восьмерки».


Для контроля над сложившейся ситуацией президент поставил на должность заместителя премьер-министра, министра экономики, руководителя комплекса по вопросам экономики и внешних связей своего верного человека/чиновника Вячеслава Голышева, теоретика экономической модели развития Узбекистана. Кандидат экономических наук В.Голышев ранее работал в Институте экономики, затем возглавлял Институт стратегических исследований, работал в должности Государственного советника по экономическим делам/реформам. Этот человек отличается особой преданностью и лояльностью Исламу Каримову, и поэтому он будет исполнять свои обязанности весьма прилежно. Однако новый вице-премьер осознает силу кланов и вряд ли самостоятельно будет принимать какие-либо движения/решения в отношении других членов правительства, ибо понятно, что и сам Ислам Каримов не рискует сломать сложившийся баланс клановых и коррумпированных сил в государстве (более того, В.Голышев имеет одно уязвимое место – он не является этническим узбеком, что создает вокруг него определенное поле недоверия). Это подтверждается тем, что в правительство не пришли новые люди, и всего лишь внутри него произошла простая рокировка, то есть одни и те же лица поменялись должностями.


Вполне возможно и то, что И.Каримов отодвинул возможность Р.Азимова и Э.Ганиева как потенциальных преемников на президентский пост в 2007 году.
(10 августа 2005 года)



Другие статьи в литературном дневнике: