Велосипедная ода: кручу, верчу когда хочу

Алишер Таксанов: литературный дневник

Говорят, вся Западная Европа – велосипедная. В этом есть правда. И в Голландии, и во Франции, и в Дании, и в Германии я видел много велосипедистов. Также их много и в Швейцарии. Порой такое складывается впечатление, что люди предпочитают простой двухколесный механизм автомобилю или мотоциклу. Конечно, в Швейцарии жители могут получить лицензии не только на вождение легкового и грузового автомототранспорта, но и самолета, вертолета, парусника, - главное для этого иметь средства и здоровье.


Но велосипед – это тонус, хорошее настроение и, естественно, здоровьей. Вот днем, вечером и утром крутят педали молодые, пожилые. Не удивляйтесь, если старушка в специальном шлеме и спортивном обтягивающем костюме мчится по шоссе. Может, это профессор университета или директор фирмы, а вполне вероятно и то, что это пенсионерка или продавщица из «Деннера» – тут никто не делает различий, кто управляет велосипедом. В дни отдыха все дороги забиты велосипедистами. Кстати, для них проложены специальные тротуары или очерчена желтой линией трасса. Если пешеход не замечает, то ему вежливо трезвонят, мол, приятель, уступи.


В Германии велосипед называют «фаррад», а в Швейцарии – «вело» (если в Германии вы произнесете «вело», то вас там не поймут, потому что этот термин принят во франкоязычной среде). Кстати, велосипеды также различаются по маркам и моделям, как и автомобили, и их выбирают тоже тщательно, советуясь со специалистами. Есть горные – с мощными аммортизаторами и на жесткой раме, есть дамские – изящные и легкие, есть гоночные – с множеством переключений скоростей и тонкими колесами, есть детские или семейные – с соответствующими прибамбасами, ну, также есть и лечебные – с определенными нагрузками на те или иные части тела. Есть одноколессные, двухколесные, трехколесные, одно местные и многоместные. Вариаций тут много, и порой в каком-то причудном механизме признаешь велосипед, и тогда начинаешь думать: вауу, до чего богата фантазия конструкторов.


Стоят такие изделия недешево – от 300 до 5000 франков. Не знаю, может на самых дорогих ставят что-то необычное, - я ничего такого не видел. И инкрустированы рамы тоже не алмазами или сапфирами, и напылено не золото. Не знаю, почему такие цены. По виду, они все одинаковы: обязательно устройство переключения скоростей, фары/фонари, стоп-сигналы (или отражатели), тормоза, багажник. Есть к ним прицепы.


Да-да, прицепы. Везут на специальных тележках газеты (это почтальоны), овощи (это продавцы продуктовых лавочек), стройматериалы (мастера-строители), бытовую утварь (хозяева семей), а также... детей. Да, есть такой прицеп, внутри которого сидит ребенок или два ребенка. Они весело пищат в таком транспорте, а мама (или папа) усиленно крутит педали и везет своих чад куда-нибудь, например, на природу.


Но на велосипед не просто так сесть и поехать. Нужно выполнять ряд требований.
Во-первых, знать правила дорожного движения. Уже со школы детей учат этому. Приходит полицейский, который формирует группы и вместе с ними ездит по улице. Он показывает, какие сигналы следует подавать водителям автотранспорта, как совершать маневры, что следует предпринять, чтобы избежать аварийной ситуации. Пока не сдашь экзамены полицейскому выезжать на улицы запрещено. Можешь только кататься во дворе или на спортплощадке.


Во-вторых, следить за состоянием транспорта. То есть, должны быть исправны тормоза, действовать фары, механизм переключения скоростей, накачены шины. Обязательна свежая смазка на всех деталях и узлах. Хочу заметить, что современный велосипед опутан тросиками, звездочками, причудливо завитыми цепями. Хотя любой велосипедист всегда внимателен к своему имуществу.


В-третьих, необходимо оплатить страховку. Покупаешь на почте или на железнодорожной станции за 8 франков марку и клеешь ее на раму. Если что-то произойдет с велосипедистом (к слову, авария), то страховая кампания выплатит страховую премию. Запрещается выезжать на дорогу без этой страховки. Марка действительна в течение года.


В-четвертых, рекомендуется выезжать в шлеме, а детям также в подколенниках и подлокотниках. Потому что если упадешь, то ушибы тебя минуют. А шлем... он не раз спасал людям жизни. Мне рассказали случай, который произошел у нашей учительницы немецкого языка. Точнее у ее соседки, 13-летняя дочь которой мчалась со склона на самокате (роллере) по тратуару. В этот момент к тротуару припарковалась машина, и женщина внутри открыла дверь. Это была так быстро и неожиданно, что никто отреагировать не успел. Девочка головой ударилась в дверь и... погибла. Был бы шлем – может, получила бы только сотрясение мозга... Так что от трагедии никто не застрахован, а береженного бог бережет.


Я купил велосипед своей старшей дочери Азизе. Не новый, конечно. За 70 франков на специальном дне распродажи (он проводится в Элгге один раз в год – весной). Азиза критически его осмотрела, пофыркала, мол, не дамский. Но именно на нем она научилась ездить. Правда, до разрешения пока дело не дошло, поскольку полицейский сказал, что нужно уметь управлять велосипедом одной рукой, так второй рукой необходимо показывать сигналы, к примеру, на поворот. Ничего, скоро дочь сдаст экзамен.
Младшей Зарине купили роллер, красного цвета, красивый такой, легкий. Она на нем выделывает акробатические номера.


Кстати, роллер пользуется большой популярностью. Например, на нем ездят и старики, и молодые. Часто вижу, как солидно одетый человек (бизнесмен или сотрудник важного учреждения) мчится по улице на самокате. Такие роллеры легко складываются, их пакуют в чехлы и можно нести за спиной. Дети, безусловно, ездят на них в школу, на тренировки, играются.


И роллеры, и велосипеды редко воруют. Вот такая у них культура. Потому что легче купить официально этот транспорт, чем попасться полиции, и чтобы в твоем досье висела позорная информация о твоем нездоровом интересе к чужой собственности. Такого клептократа вряд ли возьмут на работу – а любой работодатель вправе обратиться за такой информацией в правоохранительные органы.


Но, как я говорил, береженного бог бережет. Швейцарцы часто вешают на велосипеды замки – все-таки кражи бывают, но это чаще всего дело рук иммигрантов. Около железнодорожных станций, магазинов, школ и университетов всегда есть стоянки для велосипедов.
Вот такая велосипедная сторона жизни Швейцарии.



Другие статьи в литературном дневнике: