Предъявите билет, что я мог сказать в ответ?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Композитор и певец Игорь Корнелюк не смог бы отмазаться перед контролером, проверяющие наличие проездных документов на поезде, что не смог купить билет, типа, «есть билет на балет, на проезд билета нет». В Швейцарии это просто невозможно. Купить билет можно на железнодорожной станции в кассе. А если кассы нет (такое тоже бывает), то в автоматическом продавце вас обслужат точно также.
Автоматический продавец отличается от человека тем, что неживой, не шутит, не дает советов, не уточняет детали и не дает план вашей поездки, и – что важно! - не выписывает вам месячного проездного и детских абониментов. Это металлический ящик с сенсорным монитором (практически, это робот), установленный на станциях в различных местах, где можно самому наметить путь и купить билет. Хочу заметить, что робот продает только оперативные билеты, то есть используемые сразу же. Для начала на экране выбираете место отправки и конечный пункт приезда; определяете – едете в одну сторону или намерены еще возвратиться; каким классом предпочитаете (1-м или 2-м), имеете «халб-такс», иногда спрашивается конкретная дата поездки, после чего высвечивается цена. В отверстие бросаете монеты или в специальную щель суете купюру в 10 или 20 франков. На табло высвечивается, сколько еще нужно додать, чтобы была полная сумма. Когда все уплочено, автокассир печатает вам билет, и вместе со сдачей выбрасывает в нижную емкость.
Теперь можно путешествовать, не опасаясь, что контролер оштрафует вас (80 франков – сумма не маленькая), более того, занесут в базу данных, что может потом служить доказательством ваших неправового поведения (наклонности к криминалу).
Лучше всего покупать билеты в оба конца. Почему? Потому что его срок действия - сутки. Если купили, скажем, в 9.20 ч. утра первого дня, то он действителен до 9.20 ч. следующего дня. А за это время представляете, сколько раз можно съездить туда-сюда?.. Можно самому куда-то поехать, потом отдать другому и так далее.
Да, хочу сказать, что такое «халб-такс». Это перcонофицированная карточка (там ваше фото и ФИО), которую вы покупаете на год за 150 франков. Зато остальные билеты вы будете приобретать за полцены. Это очень выгодно. Например, от Элгга до Кройцлингена (через Вил) билет стоит 22 франка в одну сторону, но вы платите только 11 франков. А представьте себе более дальние расстояния. Например, от Волкетсвиля до Женевы (через Цюрих) билет стоит 84 франка, но вам это обойдется в 42 франка. Экономия!
«Юнге-билет» - это проездная для детей. Родители платят за детей до 16 лет 20 франков, получают карточку на детей с ФИО (карточка действительна при предъявлении документа личности), и ребенок может путешествовать с родителями бесплатно. Хоть по всей стране. Но – только с родителями, а значит и они должны предъявлять удостоверение личности. Ведь в карточке указаны ФИО папы и мамы, и дядя-тетя-бабушка-сосед не могут сопровождать подрастающее поколение. То есть это семейный тариф.
Сегодня я купил себе месячный проездной за 215 франков. Это тоже персонофицированная карточка, так как там мои фото и ФИО. Я могу ездить по всему кантону Цюрих.
Что хорошо, все виды транспорта совместимы. То есть, если вы купили "тикет" на железную дорогу, то он действителен и для поездки на автобусе, теплоходе, можно также сутки кататься. Главное, чтобы были в зоне действия билета. Дело в том, что кантон поделен на пару десятков зон, и билет оплачивается по зонам. М-м-м, мне сложно все это пояснить, просто самому необходимо на практике увидеть.
Ах, да, есть U-pass (утренний билет) в 11 франков. Он продается только до 9.00 ч. Утра, и на нем можно сутки ездить по всему кантону. Тоже дешево.
Для справки: 1,16 франков = 1 доллару.
Есть много еще других видов билетов, но с ними я еще не сталкивался. Как-нибудь расскажу отдельно. Под Корнелюка подстраиваться не буду...



Другие статьи в литературном дневнике: