«Белые пятна» на карте мира

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня в школе, где я изучаю немецкий язык, прочитал лекцию об Узбекистане. По-немецки, конечно, так как узбекский никто не понимает, а русский знают двое из Азербайджана. Дал географические данные, даже карту нарисовал, привел историю страны, информировал о климате, экономике, социально-политическом положении. В качестве наглядного пособия показал золотошвейную самаркандскую тюбетейку (жаль, что халат я с собой не взял, это был бы фурор), проиграл на музыкальном центре национальную поп-музыку. Вроде бы всем понравилось, было много вопросов.


Не удивительно, что многие представители Африки и Азии просто не знают о такой республике. Даже учительница Сюззан, когда я в открытую спросил, мол, а вы знаете, где это, смутилась и ответила: «Э-э-э, я представляю, где Узбекистан может располагаться», но уточнять не стала. То есть для нее моя республика была «белым пятном» на карте мира.
Для меня это не стало открытием. Ибо еще с дипломатической службы я знал об ограниченных знаниях о моей родине. Впрочем, а разве мы так хорошо, к примеру, знаем ситуацию в Парагвайе или Того? Слышали, может найти на карте, но дотошно информацией не владели.


У моих однокурсников было представление, что Узбекистан – это что-то из «станов», типа, Афганистан, Пакистан... Спрашивали, откуда я знаю русский язык, понимаю ли я другие схожие языки, скажем, украинский, беларуский или польский. Много вопросов было и по узбекскому языку, и хотя я не лингвист, все же постарался ответить более четко и ясно. Гм, тут пришлось поднапрячься, вспомнить уроки языка в Университете мировых языков, где я учился на факультете журналистики.


Естественно, я рассказал об Андижанской трагедии 2005 года, убийствах и пытках в милиции, коррупции, теневой экономике, отсутствии свободы для прессы и нарушениях прав человека. «Если было бы в моей стране хорошо, то я тут бы не стоял и вы не слышали эту лекцию», - печально констатировал я свой факт нахождения в Швейцарии.
Это была не антиреклама Узбекистану. Ибо все мои однокурсники – беженцы. Кто-то бежал от войны, кого-то подтолкнули на это политические репрессии.


Было решено, что каждый понедельник один урок будет посвящен той или иной стране. То есть каждый учащийся расскажет о своей родине. Это хорошо. Ведь через рассказы других легче воспринимать чужую страну, понять, что там происходит.



Другие статьи в литературном дневнике: