Незванный азулянт хуже гостя...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ксенофобии подвержены многие страны, и Швейцария тут не исключения. Допускаю, что причиной этого являются сами иностранцы: своим порой агрессивным поведением, жесткой и малодоступной культурой, нежеланием признавать местные устои они порождают негативное к себе отношение. Конечно, среди азулянтов встречаются криминальные элементы, и большее число краж, хулиганских поступков, штрафов приходится на них. В последние годы швейцарцы стали пугаться мусульман, и этому способствовала соответствующая в мире истерия, а также события 11 сентября, войны в Ираке и Афганистане, противостояние с Ираном...


Но в любом случае, последствия этой ксенофобии испытываем мы, простые азулянты, которые прибыли сюда по политическим мотивам и получили соответствующий статус. Просто швейцарцы в быту не делят беженцев на приглашенных и тех, кто незаконно прибыл сюда, придумывает сказку о своих проблемах, а потом имеет проблемы уже здесь с законом, для них мы одной краской мазаны. Отношение ощущают, прежде всего, наши дети, которые не понимают, в чем причина такой жестокости и холодности.


Не могу понять, неужели это такой склад психологии или характера у местных жителей, или это соответствующее воспитание, но презрение выражают к азулянтам уже с детства. Моя младшая дочь Зарина часто говорит: «Папа, со мной в классе никто не дружит. Я хочу с ними играть, а они отходят и не разговаривают со мной. Иногда обзываются». Я пытаюсь объяснить дочери, мол, будь терпеливее и снисходительнее, может, они не привыкли к тебе, хотят присмотреться. Но прошло полгода, как Зарина ходит в эту школу в Элгге, с 20 августа прошла во второй класс. Но дети местных жителей продолжают ее игнорировать. Недавно была контрольная по математике, и Зарина решила правильно пример, в то время как ее одноклассники наделали много ошибок. И после этого они еще больше взненавидели ее.


Сегодня мы были с утра в бассейне. Хорошая погода. Солнышко светит. Зарина плавает. Тут подошла к ней ее одноклассница. Разговорились и стали вместе играться в воде, плавать. Я аж обрадовался: неужели сдвиг произошел, все наладиться? Через десять минут подошла вторая одноклассница. Первая стала играться с ней, а про Зарину «забыла», даже не отвечала на ее вопросы, словно моей дочери и не было рядом. Зарина очень обиделась и чуть не плакала. Меня тоже поразило такое предательство. То есть, когда им скучно, швейцарцы играют, а как появляется свой, то чужаки уже не нужны.


Старшая Азиза вообще испытывает постоянные дипрессии от похода в школу. Она вообще не хотела идти туда после каникул: там жестокие школьники, поясняла она. За время учебы никто с ней не поздоровался, не поздравил, не помог и вообще не поговорил. Ее всем классом игнорируют, даже между собой, разговаривая, называют неприятными прозвищами. Хотя Азиза симпатичная, умная, стройная девочка. Моя дочка сидит одна в классе на переменках, даже во время 7-дневного похода в другой кантон она была в одиночестве.


Иногда появляется однлоклассница Рамона – швейцарка итальянского происхождения. Она из проблемной семьи – родители пьют, да и сама девочка со странностями. Приходит к нам, сидит у Азизы, та ей приносит торты, пирожные, мороженное, угощает кока-колой, дает играть на «плей-стэшн-2», иногда дарит что-то. Даже посвятила в кое-какие секреты – дура, думала, что Рамона подружка. А та рассказала обо всем всему классу, сама смеялась при этом, и весь класс издевался над чувствами Азизы. Моя дочь вообще была в шоке.
Потом эта же девочка все равно имела наглость приходить. Азиза – добрая душа, простила ее. Но это не исправило положение. Днем и вечером Рамона сидит у нас, а утром в школе не замечает Азизу, не здоровается, делает вид, что не знает подружку. Самое удивительное другое, швейцарки, причем из состоятельных семей не чураются брать в долг у азулянтов, однако никто из них так и не вернул долг. Когда Азиза пыталась намекнуть про это им, должники сделали вид, что не помнят или не понимают.


В пятницу в моей уже школе интенсивного немецкого языка шел «разбор полетов», то есть решения некоторых социальных вопросов. Учительница по курсу «социальная информация» Сюззан рассказывала, что работодатели не вправе заставлять работать сверхурочно. Это вызвало смех у присутствующих. Они пояснили наивной учительнице, что это по отношению к швейцарцам, может быть, применяют законы. А с азулянтами иная схема работы: и неуплачивают за сверхурочные часы и дополнительные дни, выполняешь к тому же то, что не входит в твои обязанности, указанные в контракте. «Если откажешься, начнешь качать права, то хозяин говорит: пошел вон, безработных много, вместо тебя придет другой и он будет рад этому», - рассказывали они. Привели многое интересное из своей практики. Сюззан расстерялась и не знала, что сказать в ответ, видимо, сама с этим никогда не сталкивалась.


В 2006 году был референдум, в рамках которого 98% населения Швейцарии высказались за ужесточение миграционной политики. Тогда везде висели плакаты, типа «Остановим мисс Нуждающуюся» (азулянтов, иначе говоря). Я частично был согласен с необходимостью проведения такого референдума, так как много нелегалов приезжало сюда и просили убежища, не имея на то оснований, и здесь нужно было привести порядок. Но уж больно потом сильно пошла антиазулянтская пропаганда. К нам домой приходили книжки и брошюрки, в которых сообщалось, что азулянты приносят вред стране, это бандиты, они отнимают у местных жителей работу. Потом плакаты, где на красном фоне с белым крестом (символ швейцарскрого флага) белые овечки выпинывали черную овцу, мол, африканцам, а также и других чужакам не место в стране. Конечно, силком нас не выгоняют (еще!), но такое отношение не очень-то радует.


Моя супруга недавно испытала новый шок. До этого наш семейный врач ди Карилио говорил ей, мол, плохо себя она чувствует, потому что здесь плохой климат, здесь испытываете стресс, вам пора уехать отсюда домой, там вам полегчает. Второй врач, куда пришла супруга, услышала тоже самое: мол, вали в свою страну, если плохо себя чувствуешь здесь. Она не ответила на приветствие и на прощание, презрительно распрашивала о проблемах. Скривила губы, когда услышала от моей супруги желание говорить на литературном немецком языке (именно его мы учим в школах), а не на «швайцдойче» диалекте, которого мы не знаем, и которого не понимают, к примеру, германцы или австрийцы. На просьбу дать копию диагноза врач выразила недоумение: это еще зачем? Ничего не дам!
Тогда – зачем идти к врачу? Ведь деньги она снимает за прием, а результат не выдает. Точно такая же ситуация уже была с гинекологом.


Короче на своей родине из-за политики правительства мы стали чужими. Но и в Швейцарии не стали своими. И вряд ли станем...



Другие статьи в литературном дневнике: