Надо всегда говорить честно

Алишер Таксанов: литературный дневник

Помнится, в 1996 году глава самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов направил в Ташкент письмо с просьбой содействовать вступлению ПРМ в СНГ. Письмо было отправлено обычной почтой в посольство Узбекистана в Москве и переправлено в Узбекистан, и попало ко мне, поскольку в Управлении стран СНГ я занимался вопросами сотрудничества с европейской частью Содружества. Нужно было сделать анализ письма и разложить проблему по полочкам. Это мной и было сделано.
Я прекрасно понимал, что никакого ответа мы не подготовим, и обращение вместе с моей докладной отправится в архив. Потому что президент Ыслам Карымов, насколько он все-таки мерзавец и подонок, все же прекрасно осознавал опасность сепаратизма и был против того, чтобы разрушались страны под влиянием внутренних противоречий. Диктатор не хотел, чтобы вдруг стали появляться на территории Узбекистана возрожденные Бухарская Народная Республика или Хорезмская Народная Республика, или еще какие-то Эмират Каршинской Долины или Сырдарьинское Исламское Ханство. И при этом соседние страны способствовали их скорейшему вхождению в СНГ, ООН, ВТО, ЮНЕСКО и прочие интеграционные и международные структуры. Впрочем, вряд ли этого желали и многие жители Узбекистана. Думаю, солидарность в этом в обществе существовала.
Наконец-таки Ташкент официально заявил, что не признает псевдореспублики Луганска и Донецка на территории Украины. Я ожидал этого. Может, это признание следовало сказать раньше, чтобы граждане Узбекистана убедились в том, что президент Владимир Зеленский - признанный миром глава украинского государства и Украина - едина и неделима. Это означает, что и Крым считается территорией Украины. Когда-то это нужно было заявить прямым текстом, даже если это грозит определенными жесткими действиями со стороны Кремля. Вряд ли Путлер обрадуется такому заявлению.
Агрессия в Украину - это межгосударственное преступление. Это никакая не миротворческая операция, поскольку такая операция проводится лишь с согласия Совбеза ООН и под его мандатом. У Путина была цель - демилитаризации и денацификации соседнего государства, и это тоже нарушение международного права. Нацизм не является государственной идеологией и политикой Украины. Как любая страна Украина вправе определять уровень своей милитаризации, то есть объема вооруженных сил. Тоже самое делает и Россия, которая наращивает военно-промышленный комплекс и усиливает свою армию. Вступать в НАТО - это прерогатива любого суверенного государства, а не Москвы. Если Узбекистан захочет вступить в НАТО, АНЗЮС, ФПДА, РСС, НОРДЕФКО и другие военно-политические блоки или организации с военной составляющей, то не станет спрашивать разрешения у Путлера - это право самих граждан Узбекистана определять вектор оборонного сотрудничества.
Узбекистан, из уст старого хрыча Хафизыча, подданного Путлера, придерживается нейтралитета. Это не совсем четкое понимание политической позиции Ташкента. Нейтралитет к войне или действиям двух сторон? Признает ли режим Мирзияева Украину как жертву агрессии и Россию - как осуществившего эту агрессию? Украина является членом Содружества Независимых Государств, и Узбекистан должен выразить свое отношение к происшедшему, поскольку тоже член СНГ. Ранее войны были у других участников, например, Армении и Азербайджана, и Ташкент заявлял, что не признает оккупацию 20% терриитории Азербайджана. То есть была четкая линия, и все члены Содружества это знали. Ыслам Карымов давал понять миру и соседям, что не потерпит никакого сепаратизма.
Шавкат Мирзияев оказался в несколько затруднительном положении, так как связан через олигарха Алишера Усманова с Кремлем. Там тысячи других невидимых нитей. Россия - это 18% внешнего торгового оборота Узбекистана. Миромоныч понимает, какая масса гастарбайтеров сейчас в России и какую угрозу они представляют, если ее выдворят на родину, где нет работы никому. И тем более зависимость национальной экономики от денежных переводов трудовых мигрантов. Но с применением Евросоюзом и другими странами антироссийских санкций этот денежный ручеек уменьшится в разы, и выгода исчезнет. Появится выгода быть оф-шором для российских капиталов и экспортером тех товаров, в которых нуждается Россия. Только также следует ожидать возможных контрмер со стороны мирового сообщества и оказаться в экономической изоляции. Это сложная геополитика, и Мирзияев просто в расстерянности.
Поэтому ответы А.Камилова настолько невнятны и туманны...



Другие статьи в литературном дневнике: