Где больше коррупции?

Алишер Таксанов: литературный дневник

"УзА" сообщило: "По мнению наших соотечественников, коррупция наиболее широко распространена в медицинской, образовательной, банковской, таможенной, судебной системах, органах прокуратуры, внутренних дел, в коммунальном обслуживании, а также при приеме граждан на работу. К примеру, 25-30 процентов средств в системе здравоохранения используются неэффективно. Во многих сферах государственные закупки осуществляются непрозрачно".


Мне кажется, поочередность сфер и отраслей народного хозяйства по части "тени" здесь не совсем верна. Чтобы понять охват коррупции, необходимо определиться, в какой сфере наибольшие, часто происходящие случаи взяточничества, откатов, злоупотреблений властью, кумовства и непотизма. То есть как часто граждане сталкиваются с вымогательством или необходимостью подносить.
Человек за всю жизнь может несколько раз обратиться в органы милиции (например, за паспортом) и ни разу в прокуратуру или суд, и поэтому у него сложится впечатление, что там нет коррупции. Но зато ему приходится часто посещать поликлинику, больницу, аптеки, ТСЖ, всякие учреждения коммунального хозяйства, и там он постоянно должен решать проблемы при помощи взяток. С этого момента он может считать, что самые коррумпированные лица находятся в системе здравоохранения или коммунально-бытового хозяйства.
Между тем, коррупция в этих отраслях - это производная от иной коррупции - недофинансирования, то есть финансовые и материальные потоки, выделяемые государством, просто не доходят до конечных инстанций - больниц, ремонтных мастерских. Они разворовываются "по пути", то есть на промежуточных точках - в министерствах, областных и городских отделениях, на базах. И врачам приходится брать мзду, чтобы покрывать издержки своей работы - зачастую они за свой счет покупают перевязочные материалы, лекарства, инструменты или перекладывают это на самих пациентов. Это бытовая коррупция, но она возникает из более глобальной, которая не зависит от самих врачей. Но виноватыми в глазах граждан именно медперсонал или ремонтники. Или в школах родители обязаны скидываться на ремонт классов, хотя ранее на это уже выделялись государством средства, просто они были разворованы выше. Получается, что это некая форма двойного налогообложения, только вторая имеет коррупционный оттенок или форму теневой экономики.
Прием на работу - это тоже часть коррупционного пространства, но там больше идет влияние "блата", то есть знакомства, родственных отношений, землячества, кланового подхода. Ярко это видно в госучреждениях, особенно в таких престижных, как МИД, МВЭСИТ, МВД, прокуратура, коммерческие банки - там семейственность, часто пересекающаяся по вертикали и горизонтали. Но в частном секторе такая тенденция малозначима, ведь работодатель смотрит на наличие или необходимость рабочей силы в своем учреждении или есть чисто семейные предприятия, основанные на родственниках, а это уже не коррупция - это форма бизнеса. Другое дело, когда госчиновник создает при помощи родственников частное предприятие и передает им исполнение госзаказа или регулирование материальных потоков (например, счетчики для газа, воды, электричества).
Большая коррупция - она там, где идет перераспределение финансово-материальных потоков - это министерства и ведомства, управляющие бюджетами, это фискальные и надзорные органы, уполномоченные следить за законностью в этом процессе, но в реальности способствующие коррупции своими действиями, это банки, аккумулирующие частные и государственные активы, это таможенные и внешнеторговые фирмы, которые регулируют товарно-денежные потоки и формируют платежный баланс. Именно в этих структурах рождается коррупционная среда. А больше всего ее в законодательной и исполнительной власти, там где происходит т.н. "скупка законов", "покупка государства" - это когда частные компании получают льготы по всем направлениям (кредиты, налоги, пошлины) или госзаказы, минуя транспарентные механизмы и конкурсы/тендеры. Именно в нормативных актах следует искать основу для проявления коррупции.
Одно из проявлений коррупции - выполнении несвойственных государственным органам задач. Вспомните, в начале 2000-х прокуратуре поручили следить за экономическим развитием аграрного сектора, прокуроры должны были контролировать договорные обязательства, что приводило их к вмешательству не только внутрихозяйственный процесс и технологическую цепочку, в кооперацию между субъектами, но и финансовые отношения, особенно в части госпланов. В итоге прокуратура стала просто репрессивным органом с коррупционной составляющей.
Сейчас прокуратура вообще сегментировалась на отрасли и сферы, что говорит о полном подчинении национальной экономики этому органу власти. Более того, до сих пор функционирует норма для судов, прокуратуры, МВД и СНБ, что от 10 до 100% конфискованных ресурсов у преступников переходят в фонды развития этих органов. Это прикрытый законом грабеж. Это тоже форма коррупции.
Еще форма коррупции - это протекционизм, когда на рынок запускается лишь один товар или продукция одной фирмы. "Акфа-низм" - такое ныне всплывает у некоторых граждан, работающих на рынке строительных материалов. Нетранспарентность госпроектов - тех же "сити", подрядчиками которых становятся непрозрачные с историями фирмы, не говоря о том, что сами люди не имеют технико-экономических обоснований таких идей. Это больше похоже на "освоение" бюджета или, по простому, распил бабла.
Но чтобы бороться с коррупцией, нужно также понимать, какие люди, какие кланы стоят за ними. Многих коррупционеров знают в лицо - это те, кто контролировал налоговые поступления, распределял финансы, курировал внешнюю торговлю, обеспечивал денежное обращение, "боролся" с преступностью, работал в сфере добычи стратегических ресурсов (газ, нефть, золото, металлы). Там сформировались подпольные олигархи и магнаты, вот кто в реалии рулил страной, а не дряхлевший и выживший из ума диктатор-параноик Ислам Каримов. Вот именно с ними, многие из которых до сих пор во власти или имеют влияние на власть, необходимо бороться.
А пока они в ранге неприкасаемых, никакая кампанейщина не будет иметь результата. Тут нужен смелый и отчаянный политик. А есть ли такой в Узбекистане?
Создание органа по борьбе с коррупцией - это малоэффективный подход, ведь этих чиновников тоже надо как-то контролировать от коррупции, а там соблазна много. В стране достаточно итак органов, призванных подавлять коррупционные проявления, просто необходим не административный подход - создание госучреждения, а политический - дать свободу и самостоятельность парламенту, прессе, судам, ввести обязательное декларирование всеми в стране доходов и расходов, отказ от предоставления льгот субъектам хозяйствования - для всех равные условия конкурентной борьбы и транспарентности финансовых потоков.



Другие статьи в литературном дневнике: