Критерии патриотизма

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев готов отправить за рубеж дополнительно 200 специалистов с целью получения ими там необходимой квалификации в сфере математики, геологии, химии и биологии, но при этом они должны доказать свою патриотичность и преданность республике.
Патриотичность, как следует из выступления узбекского главы государства, это когда гражданин обязуется вернуться на родину и работать здесь во благо страны. И чтобы не случилось такого, когда узбекистанец вдруг изменит своим обязательствам и захочет жить на Западе, предварительно он будет подвергнут специальной аттестации, а проводить ее назначен руководитель Республиканского центра духовности и просветительства Минхажидин Ходжиматов, исходя из критериев знаний по истории, языку и другим каким-то пунктам.
Из этого я делаю выводы:
1. Патриотизм определяется лишь по знаниям истории, языка, возможно, книг Ислама Каримова и выступлений Шавката Миромоновича. Кандидаты обязаны вызубрить все это, иначе их моральные ценности могут поставить под сомнение. Могу предположить, что экзаменаторы захотят увидеть, носят ли кандидаты чапаны, тюбетейки, плюются насваем, знают ли фольклорные песни, танцуют ли андижанскую польку или хорезмское лязги, ездят на отечественных "нексиях"? Короче, поле для определения патриотизма безграничное - все на волю и фантазию экзаменаторов.
Но при этом патриотка Лола Тилляева-Каримова почему-то живет в США, а дети Гульнары Каримовы предпочли Великобританию. А ведь у многих высокопоставленных чиновников дети и родственники живут в других странах. Наверное, патриотизм очень силен на расстоянии.
2. Патриотизм - это субъективное представление чиновника, и поэтому лишь только он знает и чувствует, насколько патриотичен представший перед ним кандидат для поездки за рубеж. Иначе говоря, смещаются акценты с профессионализма и знаний на доказательства своей любви родине. А это грозит тому, что на учебу поедут не грамотные люди, а просто как-то доказавшие, что они патриоты.
3. Получая исключительное право в определении, кто есть патриот и, значит, дать разрешение на поездку-учебу, Центр превращается в некий рынок, где патриотизм можно будет или купить, или получить по блату. То есть обычная коррупция, таниш-билиш, как всегда было в Узбекистане. Просто вдруг такое коммерческое счастье упадет абсолютно бесполезной структуре как Центр духовности, и как этим не воспользоваться?
4. Патриотизм может "закрыть" другие качества специалиста - его знания, навыки и опыт, ведь всегда неугодного кандидата можно завалить заявлением, что он не доказал свою патриотичность родине и он плохо знает историю, плохо поет "Сиркуеш хур улкам", не знает стихов Алишера Навои. И тогда Центр становится неким репрессионным органом. А зачем биологу знать углубленно литературу? Или математику - историю древнего мира? Или химику - основы зороастризма или ислама? Ведь им нужно повышать квалификацию в своей сфере...
Вообще, патриотизм это слишком тонкая материя, чтобы можно было как лакмусовой бумагой так просто выявлять ее у людей. Те, кто уезжал по линии "Умид" в 1990-х, тоже считались патриотами, а в итоге большинство из них осели за границей. Почему? Да потому что их знания оказались невостребованными для застрявшего между социализмом и бандитским капитализмом Узбекистана, к тому же доходы оказались на родине ниже, чем могли быть в другой стране от имеющихся знаний, навыков и опыта. Так что реальность просто определила их выбор. И так будет всегда. Вот увидите, даже эти "патриоты" потом сбегут туда, где они учились.
А Центр просто будет играть понятием "патриотизма". Никакой ответственности от результатов они не понесут. Ведь они не могут ловить "шпионов" среди кандидатов.



Другие статьи в литературном дневнике: