Такой он был скромняга

Алишер Таксанов: литературный дневник

Татьяна Акбаровна Каримова, жена первого узбекского диктатора, ушедшего, к счастью, в иной мир в августе 2016 года, предалась светлым воспоминаниям о своем упыре. Конечно, все описывалось в ярких и теплых тонах, что аж мне всплакнулось и я еле успевал менять носовые платки:
"Ислам Абдуганиевич никогда не стремился к роскоши. Он всегда стремился жить обычной простой жизнью. Когда мы переехали в Ташкент, мы жили в двухкомнатной квартире. Ремонт в квартире делали сами. Один раз Ислам Абдуганиевич сильно отравился из-за запаха половой краски. Мы хотели вызвать скорую помощь, но он отказался. Всю ночь он пил молоко. После этого случая он не переносил запах краски. Ислам Абдуганиевич в выходные дни работал до 4 утра и потом приступал к ремонтным работам дома. Какую бы должность он не занимал, никогда не злоупотреблял своими должностными полномочиями. Чиновники, которые занимали должность пониже жили лучше и порой даже смеялись над моим супругом. Однако он не обращал на это внимание, потому что жить скромно было жизненной позицией Ислама Абдуганиевича". (См. upl.uz)


Ислам Каримов в конце 1960-х жил в столице Узбекистана, по улице Шота Руставелли, д.28, на первом этаже располагался "Служба быта", остальные были жилыми. Этот пятиэтажный дом принадлежал Совмину УзССР. Жил Ислам Каримов с супругой на четвертом этаже, на самом деле, у них была двухкомнатная квартира, балкон (квартиру ему предоставил академик Зиядуллаев Саид-Карим, протеже). Приходил отец семейства поздно со службы (работал тогда в Госплане) и сразу шел к себе. Был тогда малоразговорчивым, а его супруга вообще сторонилась соседей. Фактически друзей у них не было. Поэтому Татьяна Акбаровна воспринимала так остро то, что чиновники рангом пониже смеялись над Исламом Абдуганиевичем. На самом деле соседи - работники Совмина - удивлялись его угрюмостью и холодным отношением к окружающим. Тогда Каримов действительно жил скромно, хотя скромно жили и другие работники госпартаппарата. Во всяком случае, там миллионеров не было и никто особым материальным положением не выделялся.
Почему это я знаю? Потому что сам жил в этом доме с 1969 по 1972 годы. Конечно, я не помнил Каримова, хотя вспоминаю двор, своих друзей, детский сад, соседний магазин "Океан" и т.д. О семье Каримова знали мои родители, так как наши квартиры соприкасались, просто подъезды были разными. Как говорила моя мама, Татьяна Акбаровна никогда не участвовала в общих мероприятиях дома, не приглашала к себе никого и сама ни к кому не ходила. Она не разговаривала с соседями, лишь, проходя мимо, здоровалась и поднималась к себе. Таким же запомнился и Ислам Абдуганиевич - два сапога - пара. И если бы семейка не стала президентской, о ней никто бы и не вспомнил, и дело не в том, что жили, мол, супруги скромно. А в том, что они были незапоминающимися личностями, не было в самом Абдуганиевиче харизмы, ничего не говорило о его лидерских качествах. Просто история так развернулась, что власть далась абсоолютно бездарной персоне. И эта персона смогла раскрыть в себе лишь таланты диктатора, палача и вора.
Татьяна Акбаровна лицемерит, заявляя, что ее муж-вампир считался скромным. Он от скромности подписал закон, в рамках которого принял в подарок от государства квартиру и резиденцию стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Причем их обслуживание взвалил на государственный бюджет. Сам же налоги не платил, так как наградив самого себя орденом "Амира Темура", освободил от налогообложения. Он скромно придал своей семье статус государственной, потому что законом предоставлялись льготы и пенсии, содержание детей и супруги за счет налогоплательщиков. Ну, а дочки в скромности папе тоже ни в чем не уступали - только одна Гульнара обвиняется в хищении на миллиарды долларов.
Скромность не позволяла Каримову ездить без кортежа по Ташкенту, причем дороги блокировались за пару часов до этого, создавая неудобства гражданам. Мы скромно читали тома президента, потому что они были обязательными для школьников и студентов. Цитаты и портреты Ислама Абдуганиевича висели везде, оставалось только еще в уборной разместить. Скромный президент мог назвать соотечественнков "дангаса" и "врагами народа", он лишал гражданства оппозиционеров, избивал чиновников, материл подчиненных.
Такой он был скромняга...
Теперь памятник скромному фюреру стоит в столице Узбекистана, а его супруга выдавливает из нас слезы умиления по сдохшему палачу.



Другие статьи в литературном дневнике: