Коррупция. Часть 4. Инвестиции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Краеугольным камнем так называемой «узбекской модели развития» Ислам Каримов ставил иностранные инвестиции, которые, как он заявлял, позволяют провести структурные преобразования в экономике и усиливать социальную направленность его внутренней политики. С высоких трибун, на переговорах с иностранными дипломатами или главами государств и правительств, в частных беседах или в своих книгах он утверждал о созданном им благоприятном инвестиционном климате и желании многих компаний работать на рынках Узбекистана. При этом приводил статистические данные о прямых и портфельных инвестициях, созданных СП и предприятий со 100%-м иностранным капиталом.


Казалось бы, это должно обеспечить загрузку производственных мощностей, обеспечить работой миллионы граждан, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП. Между тем, за годы правления Ислама Каримова эмиграционный поток рабочей силы увеличился многократно, по некоторым оценкам с 1,5 млн. до 5,0 млн. человек, а доля высылаемых ими денежных средств из-за рубежа достигала 13-17% ВВП. Один за другим закрывались иностранные компании с мировыми брендами - «Ян Интернешнл», «Оксус», «Ньюмонт», «Демир», «Балтимор» и другие. Все это свидетельствовало, что слова президента расходятся с реальностью.


Проблема заключалась в том, что любая инвестиция должна была иметь коррупционную составляющую. Мелкие фирмы или частные предприниматели не могли обеспечить стабильность мзды и в объемах, интересующих сидящих во власти чиновников, поэтому на узбекский рынок приходили крупные и транснациональные фирмы, для которых оплата нелегальных услуг была одним из методов работы в отсталых и слаборазвитых государствах. Это называлось «скупка государства», когда такой бизнес путем коррупции получал льготы и иные преференции от правительства. И поэтому в рейтингах «Трансперети Интернешнл» наша республика была в аутсайдерах, то есть среди самых коррумпированных государств мира.


И все потому, что Ислам Каримов — был высшим получателем всех серьезных коррупционных отступных. До 1994 года его корыстные интересы не могли проявится, так как его окружали оппозиционные силы в виде «Эрка», «Бирлика», кланов, некоторых политиков, в частности Шукурулло Мирсаидов, ряда депутатов и бизнесменов, вставших на ноги с горбачевской перестройки. Но после жесткой внутриполитической борьбы президент избавился от них, и получил абсолютную власть. То, что он может крутить законом как пожелает, показал референдум 1995 года по продлению первого срока полномочий, хотя такая схема Конституцией не предусматривалось. В 1994 году он упразднил власть «улицы», особенно после событий в Дендропарке, и лишил криминал влияния на бизнес. Теперь все экономические процессы замыкались на нем лично, включая государственное или иностранное финансирование проектов народнохозяйственного значения.


Уже с середины 1990-х годов Каримов рассматривал иностранные инвестиции как фактор личного обогащения. Один из переводчиков, работавший в то время с Исламом Абдуганиевичем, поперхнулся, когда при встрече с руководителями крупной немецкой автокорпорации глава государства откровенно спросил: «А я лично от этого что буду иметь?» - это было открытое предложение сделать ему взятку. Тогда переводчик мучался, как бы тактичнее это перевести, и он сам был шокирован, что высшее должностное лицо страны не гнушается этим...
С подобным мнением согласен член Оппозиционного Политического Независимого Движения "Erkin O'zbekiston" и эксперт Ильхом Ирматов, проживающий за рубежом: «Напрямую иностранный инвестор подойти к президенту не мог — для этого были люди, которые регулировали этот процесс. Так, в Кабинете Министров работала главный консультант Саида Нуритдиновна Бурханова (Мухитдинова), которая давала оценку многим международным экономическим проектам в Узбекистане — это был сильный и грамотный специалист в области экономики и права. В конце 1993 года или 1994 на нее вышли южнокорейские инвесторы с предложением построить крупный завод по сборке автомобилей «Дэу». Она попросила время, чтобы провести необходимую экспертизу проекта. После того, как все было выполнено, она вместе с премьер-министром Уткиром Султановым зашла к президенту. Ислам Каримов встретил это предложение радостно, был доволен, что корейцы наладят высокотехнологичное производство и можно будет заполнить внутренний рынок качественными автомобилями, и дал добро...»


Позже С.Бурханова в частной беседе с И.Ирматовым поздней осенью 2002 года призналась, что по окончанию доклада президент напрямую спросил, как его лично отблагодарят хангуки за его разрешение работать в Узбекистане? «На это Уткир Султанов ответил: «Извините, Ислам-ака, но это же иностранцы, они такой менталитет не понимают...» Нечто подобное произнесла и сама Саида Нуритдиновна, после чего президент помрачнел и замолчал. «С этого момента стало ясно, что Каримов с каждого инвестора хотел иметь благодарность, то есть взятку, - продолжает И.Ирматов. - И это была сутью его инвестиционной политики, а не благо народа. Это можно было сформулировать так: мол, заходите, кто хотите, но меня кормить будете!»
Скорее всего, южнокорейцы на это пошли, потому что завод был в итоге открыт, причем там проходили поставки по «серым» и «черным» схемам. Чтобы обеспечить высокий спрос был усложнен импорт других иностранных автомобилей на внутренний рынок Узбекистана, в итоге страна лишилась конкуренционного фона и имела лишь морально устаревшие модели. О том, что «Дэу» работает в других странах с коррупционными издержками, свидетельствовало и осуждение президента корпорации. Да и саму Южную Корею трясли скандалы, связанные с арестом и обвинением в коррупции глав государств. Организация «Трансперенси Интернешнл» в конце 1990-х годов включила Республику Корею в ранг стран, где давать взятки в других государств является нормой. Проводником интересов хангуков в Узбекистан, возможно, был несменяемый посол Фен, работавший в свое время с Исламом Каримовым на советско-партийной службе.


В том, что южнокорейцы дали «маржу, откат, отступные», уверен И.Ирматов. «И заодно они хотели отблагодарить С.Бурханову, - говорит он. - В 1995 году, вечером, к ее дому на 11-м квартале Чиланзара подъехали два грузовика, набитые бытовой и оргтехникой от «Дэу». В дополнение подогнали три автомобиля «Сиело» (позже станет именоваться "Нексия") для ее семьи. На что Саида Нуритдиновна сказала переводчице (местной) и иностранцу-хангуку: «У вас ровно пять минут, чтобы весь этот «мусор» убрать из под моих окон, и больше чтобы это не повторилось. Если вы уложитесь в это время, я постараюсь забыть, словно этого и не было». К чести С.Бурхановой, она не взяла эту взятку, а вот кое-кто повыше оказался слабее...


Понятное дело, аппетит приходит во время еды, и с каждым годом объемы взяток возрастали. Уже потом чиновники работали с инвесторами, намекая им на необходимость дачи мзды — такова была установка Ислама Каримова. Но привлекая к теневой экономике свое окружение, он сам становился ими управляемый. Поэтому так легко делали свой бизнес Рустам Иноятов, братья-гэбисты Шарифходжаевы, Б.Парпиев, Файзулла Мулладжанов, Рустам Азимов и многие другие, управлявшие ресурсами в отраслях и сферах. Они имели компромат на самого президента. Поэтому те, кто переступал очерченный им границы, оказывались за решеткой, но при этом молчали, понимая, что в молчание — это цена их жизни. Однако другие имели возможность серьезно влиять на Ислама Абдуганиевича.
«Ни одна телекоммуникационная компания не могла войти в Узбекистан, не дав взятку Каримову, - продолжает эксперт. - Но после Андижана президент слабел, уже больше опирался на Иноятова, который рулил всеми коррупционными потоками в стране. Его агенты были везде, и они наладили такой поток. И глава СНБ влиял на Абдуганиевича как никто другой. Ни Рашитжан Кадыров, ни Парпиев не имели такого влияния». С его слов, Саида Бурханова однажды, встретившись с Иноятовым и Закиром Алматовым в коридоре «Ок Сарая» сказала: «Ваши везде, все в форме, но без содержания». Затем добавила И.Ирматову: «Он вначале сожрет Алматова, а потом будет крутить Каримовым как хочет!» И она сказала это до Андижанских событий...


Откаты и взятки стали нормой для любых инвестиций в различные сектора экономики. Так, частности, в 1999 году гостиничная сеть «Аккор» отказалась взять под управление ташкентскую гостиницу, после того, как потребовали принести в чемоданах «кэш» на 2 млн. долларов.
Инцендент с германской фирмой «Мерседес» произошел в 1998 или в 1999 году. Саида Бурханова работала также в МВЭС (на Ипак Йули, напротив УМЭД), где продолжала курировать инвестиционные проекты. И вот тогда ей принесли проект с выходом на полное производство всего в самом Узбекистане легковушек, автобусов и грузовиков «Мерседес». «Она изучила всю документацию, проект был действительно мощный, выгодный, - отмечает И.Ирматов. - Это и налоги, и рабочие места, и высокие технологии, и образование, и конструкторско-исследовательская база... С такой продукцией можно было выходить на мировые рынки. Получив одобрение от Саиды Бурхановой, немцы зашли к президенту. Он их выслушал внимательно, проявил внешнее удовольствие, выглядел радостным, обещал содействие. А потом он сказал Саиде Нуритдиновне: «Вы скажите партнерам, что проект обоевыгодный. Я сделаю так, что они будут работать у нас. Но что я буду иметь с этого?» С.Бурханова понимала абсурдность этого и не стала доводить немецев пожелание главы государства. Однако проект позже не двигался с места, торпедировался со всех сторон. Немцам давали понять, что без откатов их цели недосягаемы».
Когда женщина была вынуждена передать слова Ислама Каримова, то немцы категорически отказались, мол, это не их методы работы. Они даже не могут осуществить это, поскольку весь бюджет корпорации прозрачен для финансового контроля, и как можно вывести 150 млн. долларов в качестве взятки? - это технически невозможно, не говоря об этической стороне дела. «Такая сумма взятки была крупной даже для такой фирмы как «Мерседес-Бенц», - замечает И.Ирматов. - И дело остановилось до того момента, как в Самарканде не открыли завод по сборке автобусов, но это уже другая история. Я не знаю, как немцы «пропихнули» этот проект я не знаю, но подозреваю: при содействии Гульнары».


Примечание: саму Гульнару Каримову позже обвинили в получении взятки от шведско-финской сотовой компании «ТелиаСонера» в размере 300 млн. долларов! Это цена их инвестиций.
«Немцы стали активно действовать на нашем рынке после прихода к власти Ангелы Меркель, - говорит И.Ирматов. - Она более гибкий политик, с прошлым «Штази», с дружбой Путиным, а прежние политики, включая Шредера, увязаны с Газпромом... Я просто констатирую факт: что было неприемлемо до Меркель, стало возможным при ней».
После Андижанских событий 2005 года Узбекистан попал в санкции Запада. Мировой финансово-экономический кризис 2006 года ослабил инвестиционные возможности других стран. Однако Ислам Каримов продолжал говорит о притоке зарубежных вливаний в национальную экономику. Эксперты предполагали:
1. Иностранные инвестиции — это реинвестиции, то есть ранее вывезенные коррупционные активы из Узбекистана ввозятся как иностранные инвестиции, они «отмываются». Потому что если проследить историю возникновения некоторых компаний, то можно выянить, что открылись они 2-3 месяца до начала инвестирования.
2. Иностранные инвестиции — это криминальный капитал, чаще всего, от оборота наркотиков, торговли оружием и людьми, которые тоже «отмывались» и возвращались чистыми на западные счета.


Однако И.Ирматов не совсем согласен с этим, по его мнению, никто не станет ввозить в Узбекистан украденные деньги, так как вкладывать в угробленную экономику бесперспективно. «Наша элита заработывает на разбазаривании национального достояния и на взятках, вымогательствах бизнесменов, - утверждает он. - Многие новостные сайты говорят, что такая или такая компания готова вложить в Узбекистан столько-то инвестиций в такие кластеры как текстиль, хлопок, металлургия. Я начинаю искать их в Интернете, а у этих компаний нет истории, нет сайтов, они просто офшор...»
Но то, что произошли скандалы с коррупцией в сфере инвестирования — так это тупая работа самих узбекских коррупционеров. Они не умеют латентно, без шума проводить подобные операции, чтобы «комар носа не подточил», спотыкаются на собственной глупости, и в итоге все всплывает.




«...в целом объем освоенных иностранных инвестиций в Узбекистане составляет сегодня свыше $20 миллиардов. На сегодняшний день в Узбекистане работают более 3500 совместных предприятий, только за последние три года объемы освоенных прямых иностранных инвестиций увеличились в 4 раза, прямые иностранные инвестиции составляют 76% в структуре объема освоенного иностранного капитала", - сказал президент Ислам Каримов в 2007 году.



Другие статьи в литературном дневнике: