Белая ворона

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Существуют соответствующие определения принудительного труда в конвенциях МОТ. Например, ночное дежурство - это принудительный труд. Потому что человек вынужден сидеть на рабочем месте, хотя он этого не хочет. При этом хашар не считается принудительным трудом. Если кто-то не хочет участвовать на хашаре, то это их право. Никто не имеет право принуждать», - сказала председатель национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду, председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.


Мне кажется, здесь все поменяли местами. Ночное дежурство может быть функциональной работой сотрудников многих служб: полиции, медицинских учреждений, пограничников, аэропорта, воздушных сообщений и железных дорог, энергетики и аварийно-технических учреждений, такси и др. То есть это службы 24-часового состояний и перерыва быть не может. У меня, к примеру, исключительно ночная работа, но никто не называет это принудительным. За ночную работу ставки выше, поскольку по биоритмам человеческому организму хочется в это время суток спать. Приходится преодолевать это. Но за это, как я отметил, вознаграждение другое.
Но если кого-то принуждают к ночному дежурству, что не входит в его функциональные обязанности и не является прямой работой, то это, несомненно, принудительный труд. Учителю зачем дежурить в школе в ночное время? - призраков обучать? Если охранять, то это не его работа. Для этого существует секьюрити, улицы патрулируют сотрудники милиции и всегда могут среагировать на внештатную ситуацию в здании.
Хашар - это на словах лишь добровольность. Один из демагогов - ё-академик Рустамжон Абдуллаев - предлагал обозначить уборку хлопка учителями, школьниками, врачами, инженерами, милиционерами как волонтерский труд, то есть хашар. И таким образом, вывести данную раброту из контроля тех, кто следит за принудительным трудом. Похоже, Танзила хотела сделать именно это.
Когда руководство говорит сотрудникам о хашаре, то все отлично понимают, что отказываться нельзя. Это форма психологического принуждения, потому что отказ - это вызов начальству, это своеобразный бунт, это воспринимается и как действие против коллектива, типа, ты что - белая ворона? И выводы делают весьма печальные для бунтаря.
По-моему, труд должен оплачиваться, и лишь тогда люди проявят настоящую заинтересованность к качеству и количеству труда. А добровольность - это мера растяжимая...



Другие статьи в литературном дневнике: