Коррупция. Часть 1. Золото

Алишер Таксанов: литературный дневник

„ - Молчание — золото.
- На золото и покупается;
(Валентин Пикуль, "Честь имею")


"Генеральной прокуратурой окончено расследование уголовного дела в отношении Каримовой Г. и других лиц, которые в составе преступного сообщества совершили преступления, связанные с вымогательством, хищением бюджетных средств и легализацией преступных доходов в зарубежных странах. В настоящее время, уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу", - об этом было заявлено надзорным ведомством Узбекистана через ресурс "Телеграм".


Это уже третье дело, о котором официально заявляется прокуратурой. По двум предыдущим "узбекская принцесса" получила двойные сроки домашнего заключения, которые позже были заменены на отбывание в Занги-Атинской женской исправительно-трудовой колонии в Ташкентской области, якобы, за нарушение достигнутых договоренностей. По сведению некоторых лиц, она там неплохо проводит время, то есть нормально питается, не особо утруждает себя работой, а если и работает, до выпускает в основном брак - это ее некая форма протеста. Потому что не согласна, что все эти преступления приписываются ей одной.


В принципе, такого же мнения придерживается член Оппозиционного Политического Независимого Движения "Erkin O'zbekiston", эксперт Ильхом Ирматов, который ныне живет за границей и знает о многих тайнах семейства Каримовых, а также окружения усопшего президента. Именно они на коррупции, репрессиях и лжи строили свое «Великое будущее», опустив при этом республику на уровень африканских стран. В основном, речь идет о влиятельном генерале спецслужб, бывшем шефе СНБ Рустаме Иноятове, сколотившем капиталы на теневых операциях с ресурсами государства. Он использовал всю мощь государства, чтобы не только влиять на политические институты страны (парламент, Верховный суд, Кабинет Министров, даже президент, партии и СМИ), но и на подпольные течения, используя их в своей игре за власть и... ресурсы. Фактически он превратил свою организацию в ОПГ государственного масштаба.


Но начнем по-порядку.
«Гульнара знает, сколько золота вывезено из Узбекистана, - утверждает И.Ирматов. - В 2006 году на «Штабе» (это здание за МВД, построенное и принадлежащее Тимуру Тилляеву) произошла стычка между Гульнарой Каримовой и Лолой Тилляевой-Каримовой. Прямо в прихожей начался «жанжал» (скандал, - по-узб.). Я тогда сидел на тапчане и все это слышал».
Именно с этого эпизода началась война между сестрами — в отношении распределения золота, добываемого в Узбекистане, и эта реальная причина, почему между сестрами «пробежала черная кошка». Это для народа говорят, что весь золотой запас принадлежит государству/народу, в реальности он находится в руках правящей элиты. «На тот момент в Узбекистане добывалось 60-70 тонн золота в год, - отмечает И.Ирматов. - Потом подтянули к этому то ли американцев, то ли канадцев и довели объем добычи до 80 тонн. И шло все к тому, что возможно было увеличить производство до 100 тонн в год, и это нормальные деньги для нищей страны. Понятное дело, что не воспользоваться этим ни Иноятов, ни Каримов не могли. Тем более, свой интерес проявляла и Гульнара».


Стоящие на Олимпе власти рассматривали золотой ресурс как свою собственность, однако следовало выполнить некоторые схемы, чтобы из государственного контроля он перешел в частную сферу. Со слов эксперта, было три варианта реализации проекта:
1. Брать кредит у швейцарских банков под гарантии золота, но это было отвергнуто, поскольку увязывалось бы с отчетностью в финансах, требованием доступа к использованию кредита и т. д. - это было невыгодно коррупционерам;
2. Напрямую продавать золото швейцарцам. Но поскольку швейцарская сторона работает честно и транспарентно с валютными и золотыми ресурсами, то правительство согласно закону сообщило бы, мол, Узбекистан нам продал столько-то золота. «Тогда схема будет известна всем, секретность соблюсти не удастся, - говорит И.Ирматов. - Была предложена третья схема».
3. В столице России Гульнарой Каримовой создается фирма, которая скупает у Узбекистана золотые слитки, а затем эта фирма продает их иностранному агенту, в частности, швейцарскому банку или швейцарскому правительству. «То есть клиентам в Швейцарии — физическим или юридическим лицам», - подчеркивает И.Ирматов. Этот путь, как показало время, оказался более эффективным и простым.


Он же добавил, что Гульнара имела цель прибрать себе всю торговлю золотом, Лола же хотела равного отношения с сестрой в этом проекте и она готова была идти на компромисс: создать две фирмы и делить прибыль поровну. «Но за всем этим стоял Рустам Иноятов, и он управлял всеми процессами, ибо без его «крыши» такое провернуть со стратегическим ресурсом было невозможно, - таково мнение эксперта. - В итоге проект был реализован: в нескольких странах были открыты фирмы и через них прогонялось все экспортируемое золото. Я знаю два места точно — это Россия и Объединенный Арабские Эмираты. И теперь представьте себе, если бы Гульнара сбежала и где-нибудь в Париже дает интервью «ВВС», «Си-Эн-Эн», французским и швейцарским изданиям, и вытаскивает всю схему воровства. Это страшный скандал, так как с 2007 года до момента смерти Ислама Каримова было вывезено из страны сотни тонн золота».


И тогда можно сравнить с теми запасами, что хранятся в Узбекистане — может, все это «липа», золота в реальности на такую сумму в «закромах» нет. «После скандала нужно будет выяснить, на сколько миллиардов было украдено, на каких счетах хранятся деньги от продажи золота — и это намного страшнее, чем обналиченые средства на несколько миллиардов долларов от взяток — взятки это вообще «мелочь» по сравнению с «золотым воровством», - продолжает И.Ирматов. - Настоящий секрет Гульнары все-таки это «золотое дело». Она знает, сколько и куда было продано золота в обход транспарентности процесса, кто реальный владелец. В Швейцарии на «обезьянний бизнес» не идут, банки будут только официально работать. То есть заполнять официальные документы, необходимо наличие официальных лиц, требовать всех накладных».
И здесь все было продумано. Так эти фирмы открывались на иностранных физических лиц, чтобы у покупающей стороны не было подозрений в нечистоплотности и нелегитимности. «Это были «белые лица». То есть открывали фирмы не на какого-то Баходира Нурматова или там Алишера Таксанова, или Ильхома Ирматова, простых личностей. Это была респектабельная фирма в Москве и Дубае, генеральным директором являлся европеец, его заместителем - тоже европеец, подписи европейские. Внешне все было красиво и честно, - усмехается эксперт. - И вот эта фирма покупала у Узбекистана золото. И вот там они «мухлевали» с накладными: сколько заплатили, какой объем».


После того, как золото попадало на баланс эмиратской или российской компании, они потом его перепродавали уже как свой «продукт». В частности, была задействована Латвия, которая, кстати, еще с середины 1990-х годов считалась «стиральной машиной» для криминального капитала из стран СНГ. По мнению И.Ирматова, «Латвия — самая ****ская страна из бывших совков», и оттуда по торговому соглашению золото поступало в швейцарский банк. Швейцарский банк оформлял сделку честно, соблюдая все федеральные и кантональные законы, деньги переводились в Латвию, а там уже разбазаривание шло по полной: они раскидывались по лицам и правильно отмывались».
«Крест» Гульнары это не «Такилант» и «Телиасонера», что внушается обывателю. На самом деле это связка всех схем и путей, которая она держит в своей голове, такая же информация у Рустама Мадумарова, Гаянэ Авакян и других, — вот это золото. Именно эти хранящиеся у них сведения и удерживают бывшего главу СНБ Иноятова — не Шавката Мирзияева! - от убийства данных свидетелей и соучастников криминальной схемы, возможно страх перед мировым сообществом и останавливает его от взмаха топора. Ведь дело-то громкое! О коррупции в Узбекистане весь мир знает», - говорит эксперт.


Сейчас объем добычи золота, по некоторым оценкам, достиг 120 тонн в год, и это огромные деньги — это больше 6 млрд. долларов, которые можно ставить под проценты в швейцарские банки. А эти проценты принесут сотни миллионов чистого «навара», необходимые для настоящих реформ в Узбекистане. И тогда не нужно будет упрашивать иностранцев приходить со своим капиталом в нашу республику. Мы сами способны инвестировать себя. Главное в этом — транспарентность всего процесса. Именно этого не хочет Рустам Иноятов и Компани. У Шавката Мирзияева связаны руки, сейчас там работает Россия по многим направлениям, в частности, в контроле за золотом, газом и другими ресурсами Узбекистана.
И откровенность Гульнары никому не нужна.




«Беда приходит пудами, а уходит золотниками».
«Блеск золота ярче сияния Будды».
«Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки“.
„Владелец золотой горы тоже жаден“.
«Если камень сломает золотую чашу, цена камня не поднимется, а цена золота не снизится“.



Другие статьи в литературном дневнике: