Тупость Гульнары

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, дети Гульнары Каримовой - Иман и Ислам заявили, что шведский суд еще в феврале 2019 года признал их мать невиновной в коррупции. Речь идет о взятках, которые официальные лица телесотовой компании "ТелиаСонера" передавали старшей дочери президента. Следует отметить, сама компания призналась в осуществлении подкупа, загвозка заключалась в том, что Стокгольмский окруженой суд признал неубедительным доказательства прокуратуры о причастности к этому Гульнары Каримовой, поскольку она, как явствовало из решения, не занимала какой-либо значимой должности в телекоммуникационной сфере.
Иначе говоря, суд не оправдал Гульнару, а заявил, что прямых улик у следствия не оказалось. К тому же, суд осуществлялся над менеджерами "ТелиаСонера", а не над Гульнарой Каримовой, явку которой обеспечить никто не мог. Поэтому детский лепет "мама невиноватая" не имеет какого-либо резонанса в политическом пространстве, ведь шведская прокуратура всегда готова возобновить следствие, если всплывут новые факты. И тогда будет интересно, как там запоет Гугуша.
Между тем, политическая система Узбекистана резко контрастирует с демократическими режимами Европы, и плохо тем, кто не учитывает эту специфику. Если в европейских странах чиновник транспарентно управляет ресурсами отрасли или сферы, то в Узбекистане всем заправляла семья - сам Каримов, его супруга Татьяна, дочери Гульнара и Лола, а также сестра Тамара по линии жены и племянник Акбарали Абдуллаев. В отличие от президента, этим персонам не обязательно было занимать значимых постов, уже их связь с гарантом Конституции являлось свидетельством их "права" на власть в государстве, и мало кто оспаривал это. В реальности Гульнара могла без проблем залазить в государственный бюджет для реализации своих проектов или использовать силовые структуры для рейдерских захватов. И ей не нужно было иметь должность министра телекоммуникации Узбекистана, чтобы обеспечить для "ТелиаСонера" благоприятные условия для вхождения в национальный рынок - достаточно было только сделать устные распоряжения чиновникам, и все быстро реализовывалось. В этом и есть специфика восточного государства - члены семьи наравне с главой страны обладают неофициальными полномочиями на управленческие решения. Этого, к сожалению, Стокгольмский окружной суд понять не мог.
Подчеркнем, Гульнара легко получала те "куски", которые были заманчивыми для личного обогащения, она вмешивалась в любой процесс приватизации или инвестиции, если там можно было получить свою долю, даже если это были далекие от ее понимания отрасли. Для нее не было ограничений и барьеров. Но при своей алчности она проявила не просто недальновидность поступков, но и просто тупость, которая в итоге привела ее на скамью подсудимых, а ряд предприятий оказались в сложной экономической ситуации.
Возьмем, к примеру, Бекабадский и Кувасайский цементные заводы, которые при посредничестве Гульнары Каримовой перешли во владение офшорных компаний, в реальности - кипровских Raycross, Raybird и Rayblock. За этими структурами стояли казахстанские мошенники, причем мирового уровня. Известно, что в Кыргызстане они купили за сущие копейки золотоносный рудник «Джеруй», после чего специально организовали конфликт с правительством и выставили иск на $400 млн. В итоге кыргызские власти выплатили немалую сумму в качестве компенсации при досудебном урегулировании.
Раньше эти же аферисты обанкротили свои же казахстанские банки, а теперь выставили на международном арбитражном суде иск Узбекистану на $850 млн., после того, как правительство вспохватилось и попыталось защитить свои объекты. В итоге посадили бывшего гендиректора "Бекабадцемента" Никитина, гражданина России. А вот бывший гендир "Кувасайцемента" Денещук, гражданин Казахстана, успел сбежать, он до сих пор в розыске. Казахские власти его, естественно, не выдают.
А что касается Гульнары, то она на продаже этих двух заводов получила N-ую сумму (отмечу - миллионы) в долларах, то есть способствовала заключению сделки в ущерб интересам республики. Она не могла не знать, что это мошенническая схема, ее интересовало только бабло и ей было пофиг. что будет дальше. Урвала свой кусок - и можно искать новые жирные куски.
Теперь Узбекистан тратит огромные суммы на судебный процесс и, скорее всего, проиграет. А все потому, что "узбекская принцесса" думала не куцыми мозгами, а руководствовалась безграничной жадностью.



Другие статьи в литературном дневнике: