Конь Сената

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Не перлы перские на вас
И не бразильски звезды ясны,-
Для возлюбивших правду глаз
Лишь добродетели прекрасны,
Они суть смертных похвала.
Калигула! твой конь в Сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела.
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами".
(Гавриил Державин, Вельможа, 1794)


Назначение довольно серых и безликих персон в состав Сената по указу президента Шавката Мирзияева - это плевок в народ. Я почему-то вспомнил историю, когда римский император Гай Калигула приказал признать своего коня Инцитата (Быстроходным) сначала римским гражданином, а потом и членом Сената. Это было просто издевательство над страной. Впрочем, извращенный ум императора стимулировал и на более низкие, страшные и подлые поступки, за что наступила расплата.
После убийства Калигулы, Инцитат остался в Сенате, так как исключить его не позволяли законы - сенаторы избирались пожизненно. Но выход нашли: они снизили коню имущественный ценз (Инцитату, что абсурдно, принадлежали дома и рабы), а потом признали его несоответствующим статусу сенатора по финансово-материальному состоянию, и отправили в отставку. В отличие от хозияна Инцитат дожил до естественной смерти.
Назначенные сенаторы - такие же бесполезные в парламенте существа, как конь Инцитат. Читая список назначенных в высший орган страны, приходишь к выводу, что в управлении страной заняты то кони, то бараны, то волки... но не люди.
Заметил, что Шавкат Мирзияев 17 января 2020 года подписал Указ о назначении коней-людей сенаторами в количестве 13 единиц. Между тем, по Избирательному Кодексу президент вправе назначать 16 человек.
В резерве трое. Кто они будут.
Уже сейчас видно, что в списках нет экс-шефа узбекской гэбни Рустама Иноятова (коня Каримова), и это уже наводит на размышление о возможных его проблемах с главой государства. Возможно, Мирзияев не хочет видеть палача в числе новых сенаторов, чтобы не скомпрометировать Олий Мажлис, с одной стороны, а с другой - прямо заявить о том, что не может обеспечить неприкосновенность в новых политических реалиях, а в третьих, не позволить Иноятову диктовать свои условия членам Сената, настраивать против действующей президентской власти.
Насколько эти суждения верны - покажет время. А пока из Сената слышно: иго-го-го, иго-го-го - ржут лошади.


В Сенат попали люди с честью:
Министр, шеф и босс души.
А может это было местью?
Молчать ведь мы так хороши.


За что мы ропотать не смеем,
В протест не скажем ничего.
И за страну так не болеем,
Страдать ведь есть нам отчего.


И в Древнем Риме император,
Коня воздвиг в Сенат страны.
А конь плохой же был оратор,
Безволье, страх так рождены.


И вновь мы видим повторенье,
Вот той истории у нас.
Но не придет к вождю сомненье,
Наступит ведь ответа час...



Другие статьи в литературном дневнике: