Новогоднее послание Ислама Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Новогоднее поздравление президента Узбекистана Ислама Каримова можно считать кратким отчетом о деятельности в качестве главы государства, избранного в марте 2015 года. Хотя весь смысл пронизан содержанием реформ за четверть века, ведь Каримов упоминает о признании всем миром "узбекской модели развития", выпестованной им в рамках уже набивших оскомину пяти принципов реформирования:
"Это, прежде всего, свидетельство правильности избранного нами пути развития, который получил признание в мире как «узбекская модель», основанная на кардинальном реформировании и демократизации нашего общества, структурных преобразованиях, диверсификации и модернизации экономики, и достижения высокой нашей цели – выйти на уровень развитых демократических государств в мире".
Президент утверждает о новой цели - выйти на уровень развитых демократических государств, не поясняя, как это возможно при авторитарной форме правления, кланово-олигархическом механизме управления и всеобщей коррупции, отсутствии оппозиции и вообще несоблюдения прав и свобод человека. Предыдущая цель - достижения "великого будущего" - как бы размывается и уже не упоминается, видимо, осознав абсурдность такой идеи. Но вот сограждан можно привлечь, объединить под очередным мифическим лозунгом. Однако вряд ли стоит ожидать создания под нее действительных основ: свободной прессы, оппозиционных движений и партий, независимых судов, ответственного правительства, самостоятельного парламента. Как можно считаться демократическим государством, если сам гарант Конституции нарушает законы?
И все же Ислам Каримов пытается обосновать свои позиции через экономические достижения: "Среди немногих стран в мире, несмотря на все углубляющийся глобальный экономический и финансовый кризис, темпы роста нашей экономики в текущем 2015 году превысили так же, как и в предыдущие десять лет, – 8 процентов, реальные доходы населения выросли на 9,6 процента, размеры заработной платы, пенсий, стипендий и пособий – на 21,9 процента".
Между тем, все вышеприведенные цифры - это блеф. Рост экономики не возможен, если существует финансово-денежный кризис в стране, а это видно как по насильственной "пластикизации" населения, очередями за пенсией и сложностями не только конвертировать узбекский сум в иностранную валюту, но и вообще обналичить деньги. Это постоянный дефицит горюче-смазочных материалов, отсутствии газа и электричества в районах и поселках республики, роста тарифов на коммунальные услуги, контрабанды товаров, раскулачивании бизнеса и т.д. Президент говорит о росте ВВП в 8%, тогда как рост средств, выплачиваемых из госбюджета, - зарплаты, пособия и т.д. - достиг почти 22%, что является прямым нарушением экономического закона об опережении роста производительности труда над заработной платой. ВВП - это результат производительности труда, и он по темпам роста в 2015 году в 2,75 раза был ниже, чем выплаты из госбюджета на зарплату. Так откуда берутся деньги, если производится в стране меньше, чем потребляется. Это или факт существования в Узбекистане теневой экономики, или нелегального импорта, или коррупции, или просто приписок.
А приписки стали составной частью экономических "успехов". Сам президент отметил: "...получено в истекшем году более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, 3 миллиона 350 тысяч тонн хлопка, около 14 миллионов 500 тысяч тонн овощей и бахчевых, 4 миллиона 300 тысяч тонн садоводческой продукции, что в свою очередь явилось весомым вкладом в изобилие и стабильность цен на наших рынках".
По оценкам независимых экспертов, плодородие земли не способно произвести 7,5 млн. тонн зерна - максимум 2,5 млн.; из 3,350 млн. тонн хлопка-сырца не менее 20% являются виртуальными, то есть приписанными. Приписки призваны показать миру, что на экспорт и импорт идет совсем немного, а основная часть перерабатывается и потребляется внутри страны, хотя на самом деле большая часть вывозится (хлопок) и ввозится (зерно). Свидетельством этому являются ежегодные официальные закупки зерна в Казахстане в объеме более 1 млн. тонн и нелегального импорта, достигающего 2 млн. На подобных операциях зарабатывают не только внешнеторговые фирмы, работающие под "крышей" высокопоставленных чиновников, но и люди, призванные охранять границу, защищать экономическое пространство.
Естественно, президент не мог пройти мимо трудностей, но он вывернулся, сославшись на внешние факторы: "Когда мы говорим о проблемах и серьезных трудностях, которые необходимо преодолеть, речь в первую очередь идет о таких внешних факторах, как: продолжающийся глобальный финансовый и экономический кризис, сохраняющаяся нестабильность и непредсказуемость на мировых рынках, растущие угрозы терроризма и экстремизма, противостояния и конфликты в различных регионах, – все эти острые проблемы сегодня ложатся тяжелым бременем на плечи многих стран в мире, в том числе и наши".
Иначе говоря, проблемы все - из вне, там корни всех сложностей узбекского общежития, а не в принципах государственного управления и методах и целей проведения реформ. На "зарубежье" можно списать все, в том числе и собственные ошибки и промахи, и здесь Ислам Каримов продемонстрировал свое политическое "искусство". И он продолжает гнуть прежнюю политику: "Несмотря на эти проблемы, наши прогнозы и расчеты, которые лежат в основе наших планов, предусматривают в ожидаемом году рост экономики в размере 7,8 процента, реальные доходы на душу населения возрастут на 9,5 процента, заработная плата, пенсии, стипендии и пособия с учетом всех источников вырастут на 15 процентов".
То есть и в будущем все будет производится в виртуальной экономике, то есть за счет серых и черных схем в банковско-кредитной сфере, перераспределении бюджетных средств (распиле), то есть ВВП будет создаваться из "воздуха", потому что невозможно обеспечить 15%-й рост зарплаты и пенсий, если экономика растет всего лишь на 7%. Однако большие надежды глава узбекского государства возлагает на иностранные вложения: "В наступающем году за счет всех источников финансирования в экономику будет инвестировано в эквиваленте 17 миллиардов 310 миллионов долларов капитальных вложений, 23,5 процента из которых – это иностранные инвестиции, что свидетельствует, в первую очередь, о растущем доверии иностранного капитала к развитию нашей экономики".
Иностранные компании, не раз обжигавшиеся на реалиях узбекского законодательства, вряд ли станут закапывать в республику серьезные активы. Иностранные инвестиции - это в большей части переформатированные кредиты под гарантии правительства или ресурсы, в свое время нелегально вывезенные за пределы Узбекистана, и позже ввезенные как иностранные инвестиции. Иначе говоря, это коррупция и игра с обязательствами, которые тяжким бременем лягут на население.
И все же Ислам Каримов продолжает действовать в лучших традициях советской эпохи: озвучивать какой-либо исторический период (например, "Год здоровой матери и ребенка"), подводить под него финансовые средства и... позволять их распиливать правящей клике, которая поддерживает власть взамен на право на кусок из национального богатства.



Другие статьи в литературном дневнике: