Стих и стихотворение это не одно и то же

Алишер Таксанов: литературный дневник

Из корпоративной газеты NURONews, 25.04.2001



Так считает поэт и художник, дизайнер информационно-издательского агентства «А-три» Сергей КИМ


Имя Сергея известно многим в Nuron Group. Именно он вместе с друзьями привел объединенную команду компании на волейбольном соревновании среди компьютерных фирм города Ташкента. Его стихотворения читают многие любители поэзии, а многие этикетки, рекламные проспекты, которые там и сям появляются то на товарах, то в газетах, сотворены его руками и, естественно, головой. И поэтому NURONews решил взять у него интервью.
- Сергей, как ты относишься к фразе «Гражданином можешь ты не быть, но поэтом быть обязан»?
- Отрицательно, именно к этой пословице отрицательно. Скажем так, те, у кого заложен романтизм в душе и делах, те пишут стихи, а те, у кого этого чувства нет, - складывают рифмы. Есть поэты-песенники, которые творят от души, а есть просто стихоплеты. Но свою лепту в поэзию вносят поэты с большой буквы, это, скажем, Лермонтов, Пушкин…
- Ты сам себя относишь к поэтам с большой буквы?
- Нет! – тут Сергей косо посмотрел на меня.
- Ясно. Вернемся к романтизму. Одни поэты, чтобы поднять вдохновение, взывают к Музе, другие – стегают Пегаса. А ты, наверное, держишь какого-нибудь там душевного тираннозавра?
- Ха-ха, а кто такая Муза?
- Ну-у, как кто? Согласно греческой мифологии, это богиня искусства и поэзии, которая помогала романтикам творить…
- Вот… Не обязательно ждать Музы или Пегаса. У каждого должен быть какой-то толкатель, это, естественно, в душевном понимании. Например, если я влюбился – это повод, чтобы посвятить несколько строчек любимой, если кто-то испортил настроение – это тоже стимул написать зловредные стишки. Не повезло в чем-то – опять пишу озлобленные строки…
- А не пробовал написать большие романы, например, как «Евгений Онегин»?
- Пробовал, давно это было, аж в армии, называлась «Жизнь…». Это мой первый и неудачный опыт.
- Это твое личное мнение, или кто-то сказал?
- Это мнение других. Я писал во многие издания, часто получал негативные отзывы. Единственным изданием, где меня печатали, была военная газета «Слава отчизны». Кстати, я служил в Белоруссии в 1987 году. С тех пор я пишу кратко.
- Есть ли у тебя литературные кумиры?
- Вообще я балдею от Филатова, особенно его сказки про Федота-стрельца. Кстати, ты знаешь, что есть продолжение?
- Нет…
- Я с удовольствие прослушал вторую часть. Она мне очень понравилась, у Филатова все просто и гениально. А из любимых поэтов я бы назвал Афанасия Фета. У него есть одно стихотворение, где одни только существительные, причем там, где должны быть глаголы , то же ставяться существительные.
- А сам не пробовал писать в таком стиле? Подражать под кого-то?
- Э-э, я только кого не пробовал…
- Есть ли разница между стихом и стихотворением?
- Есть. Стихотворение – это когда идет от души, а стих – больше дань моде. Говорят, мол, модно писать, вот они и пишут…
- Раньше было принято, что творческие люди вступают в различные там ассоциации, например, Союз писателей, композиторов. Не тянуло в эти структуры?
- Ни в Союз писателей, ни в Союз художников, ни в Союз архитекторов никогда не стремился, хотя возможности были. Не для меня все это.
- Кстати, Сергей, а какая у тебя профессия?
- По специальности я преподаватель изобразительного искусства и черчения. У меня семь лет педагогического стажа, причем в школе.
- Твое частное мнение о талантливости подрастающего поколения…
- Сейчас ощущается разница наших поколений. В мое время было больше людей, которые стремились к творчеству, в них меньше было меркантильного. В процентном отношении это как один к сто.
- То есть из ста подростков лишь один талантлив?
- Нет, это соотношение наших поколений. На сто способных людей моего времени приходится один способный сегодняшнего дня. Суди сам: если раньше из школ где-то 70% поступало в вузы и сузы, то сейчас… сам понимаешь, что не так уж и много.
- Бывают у тебя недоразумения с людьми, когда они не воспринимают твои творения?
- Сплошь и рядом. Мне такие люди тоже не нравятся. На вкус и цвет товарища нет. Я не делаю особую оценку своим произведениям, будь-то они изложены на холсте или бумаге. Просто я сам знаю, что мне удается, а что нет. Конечно, я больше связан с изобразительным искусством, так что и в этом больше достижений. Просто всю жизнь я стремился к тому, к чему не нужно стремиться…
- Ты известен как в двух испостясях – поэзии и спорте.
- Ну, это все хобби, а основная деятельность – это дизайн. Я всю жизнь стремился стать художником, и я им стал.
- Ты бы не хотел выставляться? Иметь свои выставки, картинные галереи?
- Когда мне предложили такое, у меня, честно признаться, духу не хватило. Но есть люди, обладающие частной коллекцией многих художников, и среди их работ есть и мои картины.
- Как ты относишься к тому, что изобразительное искусство коммерцизируется? То есть все делается ради продажи?
- Положительно. Но все зависит от того, что и как пишут. Есть произведения искусства, а есть «красивки».
- Интересно, а маляр может стать художником?
- Если человек «дока» в своем деле – это хорошо, он может творить чудеса в своей области, тот же маляр на стене натворить искусство. А если человек некомпетентен в этой области, но всеми силами пытается влезть, то это катастрофа.
- Твои пожелания нуроновцам, которые ежедневно и упорно творят свои «произведения искусства» на работе!
- Творческих успехов! Найти что-то свое, новое.
Алишер ТАКСАНОВ.



Другие статьи в литературном дневнике: