Между наукой и коммерцией

Алишер Таксанов: литературный дневник

20.12.2003. Пока в Узбекистане некоторые провайдеры цензурируют веб-сайты, научные издания требуют с авторов денег


Нищета, порожденная экономическими реформами в Узбекистане, не обошла стороной и те издания, которые всегда являлись дотационными. Речь не идет о детских книгах, журналах и газетах, которых осталось столь мало, что можно по пальцам пересчитать. Безусловно, государство должно поддерживать такие издания, хотя не часто это делает.
Научные и энциклопедические издания не всегда являлись коммерчески выгодными. А если честно признаться, то в Узбекистане они никогда не были прибыльными. Это связано с тем, что фундаментальная наука затратная, а выгода от нее возможна спустя десятилетия. Публикации подобного характера также далеки от коммерции. Поэтому научные издания находились на государственном финансировании или существовали при спонсорстве частного сектора. Известны имена меценатов, поддерживавших подобные журналы и газеты, издававшие книги. Конечно, такие журналы были востребованы и в научном мире, и в практической деятельности, и обществом, и государством.
Но в редакциях некоторых изданий решили все-таки извлечь коммерческую прибыль. Однако они пошли иным, чем можно было ожидать, путем – стали требовать с авторов деньги за публикацию. Например, в научно-популярном журнале Министерства макроэкономики «Экономический вестник Узбекистана» взимают 30 тыс. сумов ($1 = 976,49 сумов) за одну опубликованную страницу. Если же статья требует глубокой переработки, то размер суммы увеличивается до 40 тыс. сумов. Значит, за материал объемом в 10 страниц с автора потребуют 300-400 тыс. сумов, что иногда равно годовой заработной плате узбекского ученого.
Понятно, что в таких узкопрофессиональных или отраслевых изданиях публикуют научные статьи докторантов, аспирантов и соискателей на звания и степени, у которых ежемесячный доход едва превышает 30-50 тыс. сумов. И на оплату своей публикации они должны изыскивать «теневые доходы», например, беря взятки со студентов или оказывая какие-то нелегальные услуги.
В принципе можно было обойтись и без публикации, если бы не два обстоятельства: во-первых, научную деятельность ученого или преподавателя вуза определяют по количеству опубликованных работ; во-вторых, Высшим аттестационным комитетом Узбекистана установлены правила, по которому любой претендент на ученые звания, степени и должности должен иметь определенный объем публикаций, иначе он не может претендовать на искомое. Таким образом, ученый вынужден идти поиск нелегальных средств и оплачивать свои «литературные» труды.
Следует сказать, редакция «Экономического вестника» не открыла Америку, она официально объявила то, что ранее делалось во многих научных изданиях нелегально. Мне приходилось слышать от медиков, историков, философов, что они предоставляли взятки в профильные издания, чтобы их статьи выходили в свет.
По признанию одного из сотрудников экономического издания, посвященного налогообложению, его редакция также требует с авторов оплаты в официальном порядке, особенно тогда, если статья не имеет научной ценности, а автору необходима «галочка», мол, есть публикация.
Вполне возможно, что таким образом издания пытаются покрыть часть издержек, связанных с ростом цен на бумагу, полиграфические услуги, распространение, повысить заработную плату литсотрудников. Однако это делается не совсем корректно, учитывая, что «выехать» на бедных ученых не всегда удастся. Лучше всего искать рекламу и готовить пи-ар, привлекать богатых спонсоров. Кроме того, подавляющая часть изданий учреждено министерствами и ведомствами, у которых существуют ресурсы на поддержание научных журналов и газет.
Примечание: Высший аттестационный комитет – правительственный орган, проводящий политику в области защиты диссертаций и присвоения ученых и педагогических званий, степеней.



Другие статьи в литературном дневнике: