Шахматная перестановка в Узбекистане

Алишер Таксанов: литературный дневник

"КОРОЛЬ" МЕНЯЕТ "ОФИЦЕРОВ" НА "КОНЕЙ"


4.06.2004. Удивительно, что за короткое время в системе государственной власти произошли изменения, в частности, на местном уровне. Такие резкие колебания не происходили аж с 1998 года, когда Ислам Каримов "покусал" хокимов Самаркандской (Алишера Мардиева) и Навоийской (Хаета Гафарова) областей, "спустил всех собак" на коррумпированных чиновников (ментов, руководителей госпредприятий, мелочь пузатую), "посадил" в кутузку заместителя председателя налоговой службы республики Куралова). Чуть позже вышли указы об упорядочивании "проверок" хозяйствующих субъектов со стороны репрессивных структур. Тогда всем гражданам казалось, что г-н Каримов начал чистку в высших и средних эшелонах власти, стремясь добиться уменьшения влияния кланов и бюрократии. Вот-вот справедливость восторжествует, и начнется демократия.
Увы, это был лишь спектакль, в котором указы и постановления правительства были лишь декорацией "демократического процесса", а актеры в лице чинуш менялись ролями. И также продолжали воровать, преследовать, злоупотреблять. Менты и прокуроры служили "крышей". Узбекистан как оставался коррумпированной страной тогда, так и остается таковым и сейчас: смена "офицеров" на "коней" ничего не дала. Как ни печально…


25 мая 2004 года президент посетил Андижанскую область. На ВНЕОЧЕРЕДНОЙ сессии областного Кенгаша народных депутатов "потерял кресло" Кобилджон Обидов. Его "перевели" на другую работу, то есть дали другую "клеточку" в шахматно-властной игре. Так обычно и бывает, что с бухты-барахты залетает "король" и дерет уши подчиненным. Такие сцены, естественно, как бы не планируют. Зато как было сказано в информации агентства "УзА": "вместе с тем существует еще немало нерешенных проблем, которые вызывают у людей озабоченность и тревогу. Это связано, прежде всего, с ответственностью руководителей. На этом вопросе президент остановился подробно. Он отметил, что имеющиеся негативные явления требуют дать ОБЪЕКТИВНУЮ оценку деятельности руководства области, принять необходимые меры".
Вообще-то, "УзА" скупа на подробности. Непонятно, что за проблемы в Андижанской области, ради которых первое лицо (или зад) республики прибыло сюда? В чем виноват хоким? Если ему дали хорошенького пинка под зад, то почему траектория полета упирается в другое кресло? Понятно, что г-н ОБЪЕКТИВНОСТЬ хотел снять социальную напряженность, которую создал местный диктаторишка. Не думаю, что в экономическом и социальном смысле регион является благополучной. Это один из самых напряженных "уголков" Центральной Азии. Безработица, невыплата денег, коррупция, произвол семьи и милиции - это маленькая часть того, что "натворил" бывший хоким в своем регентстве. Будет его правопреемник лучше? "Офицер" хорош для "боя" по искоси, а "конь" - прыжками, но все они - фигуры "короля".
Чуть позднее такая рокировка произошла в другом регионе Узбекистана. 1 июня 2004 года на областной сессии Сурхандарьинского Кенгаша народных депутатов президент республики снял с должности хокима Тошмирзо Кодирова. О причинах можно гадать. Во всяком случае, в репортаже спецкорреспондентов "УзА" В.Лукманова и Ч.Тухтаева сообщалось, что "в области допускаются ОШИБКИ и ПРОСЧЕТЫ во многих сферах, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре. В результате БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ некоторых ОТВЕТСТВЕННЫХ (каламбур, не правда ли?), особенно занимающих высокие посты, в области создалась неблагоприятная ситуация, связанная с нарушением духовно-нравственного климата и принципов справедливости".
И СПРАВЕДЛИВОСТЬ в лице Ислама Абдуганиевича пришла. Она сняла хокима области с должности за безответственность ответственных господ. Правда, в Указе своем глава государства не написал, в чем эта безответственность заключалась. Зато он заявил: "Необходимо предотвратить обострение имеющихся проблем, выявить причины и устранить возникновение негативной обстановки. Во многих отношениях это связано с установлением в обществе гласности, которую важно утвердить повсеместно, во всех сферах жизни".
Батюшки, а в Узбекистане, оказывается, гласность! Какой подарок для журналистов. Правда, а почему Интернет "глушат" спецслужбы, а? Разве это - гласность? Или что в "Народном слове" или "Правда Востока" пишут односторонние, однобокие и лестные для режима материалы, аж читать тошно! Сплошной шоколад! Информационная программа "Ахборот" - это вариант передачи "Спокойной ночи, малыши".
Не думаю, что сменой хокима можно будет изменить ситуацию. Потому что даже честный чиновник, получив в руки властные полномочия, станет коррумпированным - этому способствует сама внутриполитическая обстановка и распределение сил в обществе. При отсутствии надежного контроля со стороны народа, хотя бы через свободные и независимые средства массовой информации, процесс коррупции просто закономерен. Это также заметно, когда партии, якобы, представляющие определенные общественные группы, "не замечают" нарушения в ветвях власти. Более того, они создают атмосферу злоупотребления. Парламент, не имеющего собственного "лица", трудно назвать самостоятельным звеном. Это, скорее всего, печатная машинка, которая за полтора дня выпускает законы, регулирующие всю оставшуюся жизнь. Там не задаются вопросом, мол, а почему происходят такие "проблемы, негативная обстановка"? В чем причина? Может, там все немые и глухие?
Это связано с тем, что власть в республике абсолютизирована. Хотя источником власти объявляется, согласно Конституции, народ (то бишь "пешки"), на самом деле она находится на верхушке "пирамиды" - у "шахматного короля". Именно он определяет, какой должна быть страна, куда распределять ресурсы, о чем думать людям, что им можно делать. Прописка, цензура, мины, резиновые дубинки для стариков - это "ходы", которые усложняют ситуацию в стране. Это "мат" - народу и "пат" - королю. Потому что он не может изменить баланс сил. В одиночку, даже если он, человек, изменивший эпоху, останется слабой ФИГУРОЙ. Эта фигура - короля - не опирается на народ. Она лишь передвигается по клеточкам в угоду кланов, бюрократии, криминала, и стратегия такого передвижения мало кому ясна.
Конституция делает "короля" неприкасаемым. Его невозможно демократически сменить, поскольку шахматный Основной закон этого не допускает. Не менее шахматный Уголовный кодекс вводит отдельную ответственность за оскорбление или угрозу жизни "короля", хотя декларируется, что "король" и "пешки" - едины и равноправны. Референдумы в шахматном государстве продлевают полномочия "короля". И вообще, пора ввести новую шахматную фигуру – «Бог», которым должен быть "король" по "воле" "пешек". Какие-нибудь "ладьи" начнут писать шахматные книги о "короле", изменившем эпоху шахматной игры. В каждой клеточке быть разрисовано лицо "короля". В общем, игру можно представить настолько, насколько хватит фантазии у фигур.
Партия уже давно ведется - 13 лет, но эта игра самим с собой. Пока не будет настоящей демократии, легализована оппозиции, дана свобода СМИ, мысли, совести, выражению, не состоятся демократические (а не управляемые) выборы в законодательные и представительные органы, мы все будем "пешками" на шахматной доске Узбекистана.



Другие статьи в литературном дневнике: