Отыскать на карте Боратостан

Алишер Таксанов: литературный дневник

Не знаю, где некоторые европейцы учат географию – в школе или в кинотеатрах. Когда я раньше представлялся, типа, приехал из Узбекистана, то у любого – немца, француза, итальянца, швейцарца, испанца, шведа – сразу шарики заходили за ролики. Единственное, что они воспринимали, так это окончание названия страны «-стан». А дальше начиналось вспоминание чего-то схожего. А что ныне известно миру? Ну, конечно, Афганистан с «Аль-Каидой» и движением «Талибан», а также Пакистан с военными переворотами, ядерным оружием и конфликтом с Индией.


А об Узбекистане, как, впрочем, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане и не слышали. Ну, может, в 2005 году «прославились» подавлением Андижанского мятежа. А так никто и не сообразит, что это за государство и как ее сыскать на карте.
Но недавно появилась новая догадка у европейцов. Однажды мне один итальянец говорит: «А-а-а, вы из Боратостана, знаю, знаю, а как же! Видел!» - и с гордостью стукнул себя в грудь, типа, ай да я, какой молодец, всезнайка!
Мне показалось, что я не разобрал первую часть названия страны – уловил тоже только «-стан».


- Что-что? – с недоумением спросил я.
- Ну... Вы же из Боратостана! – улыбаясь, произнес итальянец. – Веселая у вас страна! Дикий народ! Такие странные традиции – для нас э то ужасно и непостижимо!
Видя, как меняется выражение моего лица, он обеспокоенно заявил:
- Хотя... простите, страна называлась, действительно, как-то иначе... эээ, ну оттуда ваш веселый журналист Борат Сагдиев!
«Ну, вот, приплыли!» - подумал я. Да. Я не только слышал дискуссии вокруг этого фильма и дипломатический скандал, который разгорелся между правительством Казахстана и Сашей Броном Коэном, сыгравшем главную роль в этой комедии, но и посмотрел это откровенно разнузданную ленту. Фильм мне абсолютно не понравился. Потому что ничего нет общего с Казахстаном. Видимо, ни режиссер, ни сценарист, ни сам актер никогда не был в этой стране. Съемки велись в Румынии, но это не имеет ничего общего с Казахстаном. Ни музыка, ни танцы, ни дома, ничего, кроме мелькнувших на пару секунд эмблем Казахстана, не напоминает Центральную Азию. Да и разговаривают между собой герои на каком-то странном языке.


Лишь прикольным было появление Бората в женском купальнике, а остальное – полная порнуха в нравственном смысле. Извращение действительности.
Но самое обидное, наверное, для казахстанцев, что этот фильм стал «визитной картой Казахстана» на мировой арене. С другой стороны, это было и рекламой, которая потянуло многих туристов в эту страну.
Но теперь Борат ассоциируется с любым другим государством, который заканчивается на «-стан». И в это число попала моя республика.
Кстати, она пару раз мелькнула в фильме. Вначале, при географическом указании страны было заявлено, что в соседнем Узбекистане живут «чурки», а потом, катаясь по столице США, Борат кричал, посмеиваясь: «Смотри – узбекское посольство!»
Наверное, в это время там сидел самый никчемный и серый дипломат в истории Узбекистана – Абдулазиз Камилов, экс-министр, который прославился своим бойкотом против Кубы и превращением МИДа в «осинное гнездо». При нем развалилась вся узбекская дипломатия, и поэтому не зря Борат подсмеивался над этим диппредставительством, видимо, зная о проделках этого посла.


Да, ладно, дело не в этом типчике, а в итальянце. Мне пришлось вежливо пояснить, что фильм касался только Казахстана, но в целом он затрагивает весь регион и оскорбителен для центрально-азиатского сообщества. Потому что он показывает общество в самом худшем виде, и ничего смешного здесь нет. Итальянец извинялся, сказaл, что не знал, как на самом деле обстоят дела...
Да, лучше бы Саша Барон Коэн снял о диктаторах и проходимцах у власти, ворущих и грабящих страны, вот это был бы правдивый и нужный фильм.
Кстати, идея. Может послать идейку Саше-Борату?
А этот диск я купил в магазине. Дорого. Но любопытно было посмотреть, о чем толкует этот фильм.



Другие статьи в литературном дневнике: