Через тернии к звездам, к мечте

Алишер Таксанов: литературный дневник


Через десять дней самый мой любимый праздник – День космонавтики. 12 апреля я любил и люблю, наверное, больше, чем собственный День рождения. Потому что это день моей мечты. А скажите мне, кто не хотел в детстве стать космонавтом? Не хотел отправиться к Марсу, далеким звездам, к примеру, к Андромеде, Альфе Кассиопеи или в Большое космическое путешествие?
Меня к этой мечте подтолкнули вначале кинофильмы. Первым из них я увидел «Туманность Андромеды», 1969 года производства, - фильм меня поразил всем: таинством чужой планеты, героизмом астронавтов, космической техникой. После бросился в библиотеку и выпросил книгу Ивана Ефремова из отдела для более старших школьников: поколебавшись немного, библиотекарь выдала мне «Туманность Андромеды». Я его одолел за три дня, читал причем и ночью при свете фонаря. Книга была сильной на тот момент... для моего мировоззрения, естественно.
Это уже сейчас, посмотрев фильм в он-лайн, я удивился отсутствию тех эмоций. Увы, увидел, насколько примитивен сюжет, сценарий, игра актеров и та самая чудо-техника, от вида которого я раззевал рот, а потом старательно перерисовывал в свои тетради по математике или истории. Вездеход сейчас представлялся мне этаким тарантасом, с которым не только в дальний космос, но и по собственной улице не проедешь. И раздражали высокопарные слова... все в пропагандистском духе... меня уже тошнило от подобного...
Потом была двулогия «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» - я буквально выдирал глаза от своего телевизора, переживая за ребят и инопланетян, по ночам мечтал о полете в космос на звездолете «Заря» и хотел повстречаться с киногероями наяву. Увы, шанс мне такого история не дала, но я и не в обиде на нее. Но фильм этот дал мне старт к фантастике с точки зрения литературного поприща. Я перечитывал один за другим доступные мне книги, потом сам стал писать рассказы и повести. Причем не дописывал их, желания и времени не оставалось, ибо у меня возникали новые идеи и я начинал чиркать очередную бесконечную историю о приключениях космонавтов на других планетах. Жаль, что ни одного листка того времени не сохранилось, а то бы я окунулся в свое детство, свои фантазии и надежды, посмеялся над своими идеями и мыслями. Кстати, толчком с собственному творчеству дала одна школьница, которая в «Пионерской правде» опубликовала маленькую повесть «Яната». Думаю, она пришлась по душе многим юным любителям фантастики. И я тогда тоже решил стать писателем.
Потом было «Большое космическое путешествие». Фильм поразил меня музыкой, песнями и действиями ребят на борту корабля. Но уже тогда я почувствовал слабый сценарий и слабое техническое оформление. Например, звездолет и снаружи, и внутри мало напоминал сложное техническое устройство. А сейчас, опять посмотрев его в Интернете, смеялся над деревяшкой, плавающей в космосе под видом звездолета. Уж не пожалели бы времени – сделали бы мультипликацию – вышло бы лучше.
К пятому классу я понял, что космонавтом мне не стать – испортил зрение, стал носить очки. «Таких не берут в космонавты!» - через несколько лет я услышал такую песню. И из мечты осталось только желание писать о том, куда сам никогда не попадешь. Ну, было еще жлание сняться в кино на фантастическую тему... Да только я поступил в экономический вуз, а не в театральный.
Были потом другие фильмы: «Через тернии – к звездам», «Планета бурь», «Продавец воздуха», появились иностранные фильмы, которые по спецэффектам поражали больше, чем отечественные. И я распрашивал дядю, который закончил Академию ракетных войск и артиллерии и служил некоторое время на космодроме «Байконур» в качестве инженера-баллистика. Он многое поведал мне о ракетах, дал интересные книжки об этом. Я читал их, не понимая сложных математических расчетов, мне главное было узнать, что отправит меня в космос...
Уже сейчас, будучи достаточно взрослым человеком, я не перестаю фантазировать, и чувствовать себя снова в детстве. Смотря старые и добрые фильмы тех лет, я как бы возвращаюсь к тем надеждам и мечтам, что толкали меня на хорошие дела. Мои дети не понимают этого, они смотрят «Пираты Карибского моря» или мультики «Винкс-клуб» с особым упоением, а «Москва-Кассиопея» у них вызывает легкое раздражение и недоумением, типа, папа, что вы смотрите – это же кошмар и скукота!
Видимо, у них своя дорога через тернии. Может, не к звездам, но к мечте...
И дай бог не сбиться им...



Другие статьи в литературном дневнике: