Диктаторы всех стран, соединяйтесь.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ЮЖНАЯ КОРЕЯ УЗБЕКИСТАНУ


Визит Ислама Каримова в Южную Корею трудно считать прорывным во внешнеполитической изоляции Узбекистана, в которой очутилась республика после санкций Европы и США из-за андижанских событий 2005 года. Скорее всего, это шаг отчаяния, что прогрессивные страны, производящие свыше 90% мирового валового продукта, обходят теперь стороной Ташкент, и это, безусловно скажется как во внутриэкономической, так и социально-политической обстановке Узбекистана (уж как бы не пыжился «человек, определивший эпоху», что все впорядке).


Ни Россия, ни Китай не могут и вряд ли будут обеспечивать достаточный уровень инвестиций в Узбекистан, они предпочитают совершать точечные «удары», то есть вкладывать в те проекты, которые обеспечивают: во-первых, собственные экономические программы развития (ресурсы), во-вторых, их стратегические интересы в регионе (энергетика), а в-третьих, возможность влияния на текущие геополитические изменения в сторону собственной выгоды (военное присутствие, политический блок – ШОС). Понятно, что ставку на Запад И.Каримов теперь делать не может. В связи с этим следует прогнозировать не только снижение уровня инвестиций, финансовой поддержки, внедрения наукоемких и прогрессивных технологий, но и всей внешней торговли, а также серьезной поддержки от крупных держав на внешнеполитической арене.


Нетрудно догадаться, что засохнет проект ТРАСЕКА, Великий Шелковый путь станет проходить мимо Узбекистана, из важного звена Центральной Азии республика превратится (и уже это происходит) в регионального изгоя. В свою очередь, Казахстан станет ключевым игроком на постсоветском пространстве, концентрируя в себе ресурсы, политику, материально-техническую и финансовую базу ЦА, чем вызовет изжогу у узбекского правителя.


Однако есть страна, которая может быть мостом между США и Узбекистаном. Это Республика Корея (РК), такая же авторитарная республика как и Узбекистан, и тоже вскормленная американскими инвестициями, и военным присутствием 40-тысячного контингента. Не думаю, что визит узбекского лидера состоялся бы, если нынешний корейский глава государства не получил одобрение (санкцию) от «партнера» из другого полушария Земли. Возможно, это попытка наладит контакты с теми, от кого мы демонстративно отвернулись. Это и «мягкий» повод начать новый диалог, чтобы не встревожить и «северного медведя», который сейчас оказывает политическую поддержку и защиту Узбекистану от «внешнего» давления.


Известно, что первый визит в Сеул И.Каримов совершил в феврале 1995 года, подписав 7 соглашений. Тогда его наградили орденом Мугунхва, якобы, за заслуги в укреплении дружбы между двумя народами. Через несколько лет с «дружественного» узбекского рынка уйдут многие крупные корейские компании... Кстати, среди документов был и меморандум о сотрудничестве в области туризма. Так вот, согласно таможенной статистики, в 2004 году в Узбекистан из РК приехало всего 3 (!) туриста, по деловой – 45, частной визе 233 человек, тогда как из Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), соответственно, 13, 1253 и 93. В 2005 году по РК цифры составили 16, 88 и 318, а КНДР – 33, 1344 и 277. Явный перевес северного собрата.


Зато ныне в Южной Корее батрачит свыше 16 тыс. узбекских граждан. Как они живут и работают – это тема отдельной статьи, и здесь есть как много плюсов, так и немало минусов. Безусловно, южане смотрят на нас как на самую дешевую рабочую силу, безропотную и не способной постоять за себя. Если бы не относительно высокие заработки, которые трудовые мигранты направляют на родину (а через налоги которые забирает правительство И.Каримова), то вряд ли они туда ездили искать счастье. Из 230 тыс. корейцев – граждан Узбекистана – мало кто думает о возвращении на историческую «родину» или заинтересован в поиске там работы. Может, поэтому был подписан Меморандум между министерствами труда о сотрудничестве по трудоустройству наших по системе свободного найма. Кстати, 26 декабря 1996 года парламент РК, идя на поводу крупных конгломератов, принял закон, по которому облегчалось увольнение работников. Это вызвало бюрю протестов по всей стране, а в ответ власти запретили конфедерацию тред-юнионов.


Как ни странно, но Узбекистан и Южную Корею объединяет многое. Прежде всего то, что они по общественно-политическому устройству очень схожи: азиатский способ производства, восточная метальность, коррупция, депотия, клановость и патриархальность общественных отношений. Демократия – это ненужный атрибут для таких государств, однако власти вынуждены моделировать их у себя, чтобы демонстрировать миру свою преверженность к прогрессу. Поэтому демократия там носит т.н. «управляемый характер», то есть подстраиваемый под задачи существующих режимов.


Что такое Южная Корея? Кратко пройдемся по ее истории. 9 сентября 1948 года на корейском полуострове появились два государства, которых разделяла их 38-я параллель. Хотя конституция Южной Кореии провозглашала демократические основы, здесь фактически существовали диктаторские режимы: сначала Ли Сын Мына (1948-1960, свергнут в апреле 1960 года и убит), потом Пак Чжон Хи (1960-1979, убит в октябре 1979 года), Чон Ду Хвана (1980-1987), Ро Де Ву (1987-1993). Последних лидеров арестовали, осудили за мятеж, коррупцию, государственной измене к смертной казни (приговор потом заменили).


Хотя последующий президент Ким Ян Сам и провел либеральные реформы, не побоялся выступить против системы диктатуры, существовавшей здесь 45 лет, однако он не создал демократических основ. Он не затронул святая святых – клановость, власть «чохелов» (финансово-промышленных конломератов), которые практически управляют страной. Не только вышеперечисленное связывают Узбекистан с Кореей, но и то, что сделал Ким Ян Сам в отношении укрепления своей власти – централизация системы управления, подчинение всех ресурсов.


Ислам Каримов утвердил пять принципов, где главной силой трансформаций он видел государство, то есть администрацию (что является абракадаброй), поэтому уже в течение 15 лет не видно никаких положительных результатов в стране. Ким Ян Сам создал мощный правительственный аппарат, сконцентрировав «наверху» все регулирующие механизмы. Местные власти без его разрешения не могли назначить даже самых мелких чиновников, получить банковский кредит или выпустить лишний автомобиль (совсем как в Узбекистане). Практически государство создало централизованный банкомат для создания гигантских транснациональных компаний типа «ДЭУ», «Самсунг», «Хуандай», «Голдстар». Эти компнии обеспечили экономический рывок (ныне контролируют более 50% всего экспорта), однако его плоды достались далеко не всему обществу.


Индустриализация не обеспечила равномерное экономическое развтие регионов и тем более населения. Нынешние жители страны резко поляризуются о материальному достатку: есть узкий слой богатых и широкий – бедных, работающих и неработающих, трудящихся на постоянной основе и тех, кто по сезону или по случаю. Между ними, безусловно, вспыхивают антагонистические противоречия. Подавляющая часть жителей испытывают экономические трудности, каждый пятый живет в нищете. Поэтому никакого экономического чуда у Южной Кореи не существует – это подтвердил кризис 1997 года. Государство спасло в 1999 году «ДЭУ» тем, что выкупило акции компани на 18 млрд. долл., то есть не дало «упасть» в нищету ее владельцам.


Как было сказано выше, экономический рост не предопределил роста социального уровня, и в этом отношении «враг» южан - Северная Корея имеет значительные преимущества. Так, в КНДР введено бесплатное среднее и высшее образование и большинство студентов беспечивается стипендией, практически ликвидирована безграмотность. Северная Корея ушла намного вперед в развитии системы здравоохранения: один врач на 370 человек (в Южной – на 1000), 1 больничная койка на 76 чел. (на 429), бесплатное лечение (в Южной – одно из самых дорогих услуг в мире). В КНДР строятся квартиры, в которые вселяются люди за символическую плату, тогда как в РК не в состоянии ввести такие социальные регуляторы. Так у кого и чему следует учиться Узбекистану?


И там, и у нас преследуются инакомыслящие. В Кванчжоу в декабре 1980 года президент Чон Ду Хван подавил с особой жестокостью массовые протесты населения, точно также как в мае 2005 года Ислам Каримов расстрелял жителей Андижана. И южнокорейская, и узбекская оппозиция не раз оказывались за решеткой за то, что выступали против диктатуры одной личности. Нынешний президент Ро Му Хена не особенно отличается от предыдущих глав государства, он такой же американский ставленник и одиозная фигура.


Южную Корею характеризует и высокий уровень коррупции. Международная организация «Интернешнл Трансперети» постоянно выставляет высокий бал коррупции этой стране, например, в 1999 году она даже входила в пятерку «лидеров». Причем, характерной ее чертой было пробивание внешних контрактов, то есть свое присутствие на других рынках. Чем объяснить появление компании «ДЭУ», которая использовала устаревшие западные технологии, в Узбекистане в начале 90-х годов, хотя узбекское правительство уже имело договренность о строительстве автозавода с Германией? Только тот ли факт, что германский лидер встречался с узбекскими оппозиционерами, чем вызвал негодование у И.Каримова, был причиной, или все же здесь можно заподозрить и факт коррупции? В итоге мы имеем «современные» машины от РК, которые выпускались в той же Германии в 70-80-х годах (кстати, И.Кармов катается на «Мерседесе»).


Кстати, наличие в Узбекистане крупных инвесторов (из любой страны) – это свидетельство не либерализации экономики и благоприятного инвестиционного климата, а, наоборот, отсутствия этих условий. Потому что инвестиционный климат создает предпосылки появления вначале мелких бизнесменов, готовых вложить капиталы в то или иное произодство, открыть небольшое предприятие, и лишь после них приходят средние и крупные, поскольку они уверены в наличие серьезных правовых и экономических основ. Более того, это база для кооперации между всеми субъектами хозяйствования. Если же превалирует крупный капитал, то только потому, что не существует (не допущен) реальной конкуренции, а фактор своего пребывания просто куплен у местной власти. Поэтому в Узбекистане нет маленьких корейских фирм и компаний, а были до определенного времени гиганты типа «ДЭУ» и «Самсунг» (производство), «Голдстар» (торговля).


Нужно заметить, то отношения между Южной Кореей и Узбекистаном в последние годы складывались не просто. Исчезли южнокорейские «составные части» в «ДЭУ моторс», «УзДЭУавто», «ДЭУЮнител», проблемы у «Кабул Текстайлз», некоторые эксперты выражают сомнения, что успешно развиваются и те 140 предприятий с южнокорейским капиталом, о которых упоминает официальная статистика... Никто не может также внести ясности, а где же те 1 млрд. долларов, которые были вложены в республику южнокорейскими инвесторами? Как бы там ни было, все это свидетельствовало о том, что курсы двух стран разделились. И вновь время внесло свои коррективы. Только стоит гадать, что же потянуло И.Кармова в Сеул? Конечно, 1,6 млрд. долларов инвестиций – это лакомый кусочек, но он, как всегда, достанется узкому слою «заинтересованных».


Узбекистан был страной сбыта товаров и остается в качестве сырьевого придатка РК. Из 15 подписанных соглашений многие связаны с аспектами совместной добычи на территории Узбекистана таких полезных ископаемых, как золото, цинк и уран. Кроме того, компания "Узбекнефтегаз" и Korea National Oil Corp. (KNOC) 29 марта подписали соглашение о сотрудничестве, дающее южнокорейской стороне эксклюзивное право на разведку и разработку нефтегазовых месторождений на Чуст-Папском и Наманган-Тергачинском инвестиционных блоках (это 280 млн. тонн условного топлива) в Узбекистане. Видно из этого, что РК вслед за Россией и Китаем начинает активно осваивать национальное богатство узбекского народа. Понятно, что эти ресурсы будут вывезены, тогда как у нас самих еще много населенных пунктов, испытывающих проблему с газом или бензином...


Только что останется узбекам и их потомкам после визита «человека, определившего эпоху», в Корею? Наверное, только память о союзе диктаторов, внешний долг и статус рабочей тягловой силы в Корее плюс пустые нефтянные скважины...
(31.03.2006)



Другие статьи в литературном дневнике: