Видеть вас одно удовольствие.

Алишер Таксанов: литературный дневник

А НЕ ВИДЕТЬ – ДРУГОЕ!
Так уж радостно встречают таджиков на узбекской земле?


29 декабря 2003 года премьер-министр Таджикистана Акил Акилов прибыл в Узбекистан с рабочим визитом. Узбекская пресса посвятила этому две небольшие заметки, и то от лица официального агентства «УзА», которое отличается скупостью строк и однобокостью в освещении темы – только сухой официоз, и никаких самостоятельных мыслей.


Так что было опубликовано в правительственных изданиях о визите? Прочитаем газету «Правда Востока» от 30 декабря 2003 года: «стало доброй традицией ежегодное проведение в Ташкенте переговоров правительственных делегаций Узбекистана и Таджикистана в соответствии с договоренностью между президентами двух стран и определение практических аспектов сотрудничества».
Наверное, на встречах с главой узбекского государства Акил Акилов обсуждает вопросы об установлении дополнительных мин на узбекско-таджикской границы, поскольку уж очень мало таджикских граждан на них подрывается. Кстати, сам Таджикистан присоединился к Оттавской конвенции по запрещению противопехотных мин и в настоящее время проводит уничтожение своих запасов. Узбекистан это делать не торопится. Жалко, наверное… Может, еще пригодятся против казахов, туркмен или еще кого-либо…


Наверное, Акилов также просит не возобновлять воздушный мост между Ташкентом и Душанбе, который не существует аж с 1992 года. Скорее всего, из-за того, что мало желающих летать между столицами, зачем перегонять пустой самолет? Ведь в августе 2000 была попытка открыть регулярные маршруты между соседями, даже два технических рейса было совершено. Однако на этом все и закончилось. Более того, из мидовского агентства «Жахон» поступила резолюция всем узбекским СМИ не публиковать информацию об этом. Мол, прилетал призрак-самолет, там были одни духи, нечего пугать узбекских читателей. И пресса, испугавшись спиритизма, промолчала.


Конечно, остался за бортом двусторонних встреч такой вопрос, как визовой режим, введенный Ташкентом три года назад как средство давления на таджиков. Да и получить эту визу дружественным соседям ой как сложно, легче, как мне признались друзья, получить визу в США. Не говоря уж о регистрации таджикских граждан в Узбекистане – это практически невозможно (каждый мент считает их ваххабитом и талибом). Сложно и пересекать границу транзитом – таможня измывается на всю катушку, благо «добро» на это сверху дают.


«На переговорах между премьер-министром Узбекистана Шавкатом Мирзияевым и премьер-министром Таджикистана Акилом Акиловым с удовлетворением отмечалось, что наши страны активно сотрудничают во многих сферах». Слово-то какое – «с удовлетворением». Может речь идет о межправительственном соглашении об обмене телепередач, подписанное еще полтора года назад, и только недавно утвержденное узбекским правительством. Но никаких телепередач с таджикской стороны не видно на экранах узбекских «ящиков». Возможно, и не будет видно еще долгое время. Более того, узбекская цензура одно время вообще запрещала печатать информацию о братьях по Центральной Азии. Потому что они – не братья, а так себе… дальние-предальние родственники. А вот про США писать надо больше, потому что мы с ними – стратегические партнеры.


Вообще-то между республиками не все так «тепло», как вешают на уши узбекские СМИ. Таджикские органы правосудия до сих пор ищут мятежного полковника Худайбердыева, совершившего пять лет назад переворот в одном из регионов Таджикистана. Говорят, он до сих пор скрывается в Узбекистане.


Когда в Таджикистане была гражданская война, Ташкент ввел свой контингент в составе миротворческих сил СНГ. А потом вывел, потому что не хотел принимать участие в урегулировании конфликта. Узбекские миротворческие батальоны несли миротворческую операцию на территории Узбекистана у границ с Таджикистаном, не пропуская беженцев, людей, спасавшихся от смерти. А потом узбекский экс-министр Абдулазиз Камилов хвастался в посольству Узбекистана в Москве летом 1997 года, что благодаря Ташкенту достигнуто мирное урегулирование в Таджикистане. Мол, если бы не мы, то… Короче, скатились бы братья-таджики до африканского уровня.


Что пишет дальше «УзА»? «На переговорах между правительственными делегациями во главе с премьер-министрами обсуждались вопросы транспортных коммуникаций и рационального использования водно-энергетических ресурсов. Стороны обменялись мнениями относительно развития торгово-экономических отношений».
Сложно говорить о транспортных коммуникациях, поскольку, как отмечалось мной выше, нет воздушного сообщения. Проблематичны проезды таджикских поездов, следующих транзитом в Россию. Одно время Душанбе просил вернуть 200 вагонов, которые Ташкент должен был передать после дележа советского железнодорожного парка. Не были урегулированы вопросы собственности объектов электроэнергетики, подключения Таджикистана к узбекской газовой трубе. Долг таджиков возрастал, и на середину 90-х годов превысил 200 млн. долл. Мы же не хотели прощать долг республике, еще не пришедшей в себя от гражданской войны. Зато генералу Дустуму постоянно присылали гуманитарную помощь, мол, мы вам – товары, вы нам – защиту от талибов. Как защищал афганский генерал – это уже притча во языцах.


Рациональное использование воды – это проблема всей Центральной Азии. И здесь много противоречий. Кто-то требует оплаты за воду, потому что другой требует оплаты за газ, хотя все это – природные ресурсы, которые имеют особенную ценность в наших условиях. И хорошо, если в этой сфере удалось добиться единого подхода и точки зрения. Потому что за этим последуют практические шаги.


Смутила другая фраза: «Дружба между народами Узбекистана и Таджикистана прошла через многие испытания. Наши народы всегда поддерживали друг друга, укрепляли добрососедские отношения». Народы продолжают дружить, не смотря на то, что узбекское правительство прокладывает колючую проволоку, устанавливает мины и трясет «друзей» на таможне и в милиции. Чиновники не выдержали «испытаний», потому что пишут идиотские инструкции по проверке, задерживанию, затягиванию всего того, что имеет отношение к братьям-таджикам. Безусловно, бюрократия не способствует дружбе. Подобная галиматья «УзА» – для идиотов, в существовании которых в Узбекистане власть верит.


«Интенсивно развиваются политические взаимоотношения двух стран». Странно, а в чем это проявляется? «Последовательно осуществляется двустороннее и многостороннее сотрудничество по вопросам безопасности в Центральной Азии, экологии». Мины и колючая проволока – это безопасность? Это способ охраны окружающей среды? Где факты конкретного сотрудничества? Все это – чушь, или, как еще говорят «общий гап».


Мы живем в так называемой Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, которая декларирует многое, чего может придумать чиновник в состоянии эйфории, и эффективность которого равна абсолютному нулю (-375 градусов по Цельсия). Никакой пользы эта организация не приносит никому из участников. Просто взяли с дуру создали «игрушку», с которой теперь не знают что делать. Да, кстати, а ведь Ташкент долгое время противился участию таджиков в центрально-азиатской интеграции. Единственное, что радовало нас, что Эмомали Рахмонов не женил своих детей на детях других центрально-азиатских диктаторов. А то это бы воспринялся как очередной блок против Узбекистана.


«Таджикистан поддерживает инициативу нашей страны по объявлению Центральной Азии зоной, свободной от ядерного оружия». А разве кто-то желает разместить здесь ракеты? Карибский кризис центрально-азиатского формата в начале двухтысячного столетия мало кого устраивает.
«В рамках Международного фонда спасения Арала Таджикистан наряду с другими государствами региона ведет активное сотрудничество с Узбекистаном». Интересно, а какое? Таджики переливают воду из своих горных озер в высыхающий от нашего хлопковой экономики Арал? Почему нет конкретики? Впрочем, я забылся, ведь это статья «УзА»…
«Развиваются взаимосвязи и в области науки, культуры, в социальной сфере». Опять только слова.


Единственное радует, что торговля в 2002 году выросла на 10% и достигла 116,9 млн. долларов, а за 9 месяцев текущего – до 122,8 млн. долларов.
Но в общем ситуация напоминает фразу: «Будете проходить мимо… проходите дальше, не останавливайтесь».
(5.06.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: