Ich verstehe dieses Usbekistan nicht...

Алишер Таксанов: литературный дневник

КОЕ-КТО ИЗ НЕМЦЕВ ОБ УЗБЕКСКОМ ТУРИЗМЕ


«К сожалению, власти Узбекистана больше любят хвалить свое гостеприимство, чем реально смотреть на положение вещей и делать все, чтобы соответствовать этому имиджу», - так заявила мне Л. - одна из бывших гражданок этой республики, ныне проживающая в Германии, когда мы беседовали о ситуации в туризме Центральной Азии.


Оценки этой женщины, а также сотрудницы немецкой турфирмы (Reisenb;ro) фрау Г., через которую оформлялись документы для поездки в Узбекистан, были далеко не радужными. По-мнению Л., узбекское государство на самом деле ничего не делает, чтобы реализовать туристский потенциал на внешнем рынке, а представители органов управления и контроля, наоборот, делают все, чтобы впечатления туристов были смазанными или вообще плохими.


«Сейчас мне трудно въехать в Узбекистан, так как консульство отказывает мне, ссылаясь на то, что я еще не вышла из гражданства республики, хотя я уже давно гражданка ФРГ, - сетует Л. – До этого я не раз бывала в Ташкенте, встречалась с родными и близкими, а сейчас это – ни с того, ни с сего – мои поездки невозможны. Сотрудники консульства Франкфурта-на-Майне говорят, что пока нет указа Ислама Каримова о лишения меня узбекского гражданства, мне путь в страну заказан. Не понимаю, какая связь между моим невыходом из гражданства и получением визы. Если я еще считаюсь гражданкой Узбекистана, то тем более могу въезжать домой как своя».


По ее мнению, работники узбекского консульства ведут себя по-хамски в отношении посетителей. «Очень труждно дозвонится как до франкфуртского консульства, так и до посольства в Берлине, - говорит она. – Тамошние сотрудники плохо или вообще не говорят по-немецки. Если обращаешься по-русски, то человек на том конце провода говорит «Одну минутку», потом включается робот со словами «Warten Sie (подождите)...» - и в трубке слышиться музыка... и все. Дальше или ты слушаешь в течение получаса эту дребедень, или тебя разъединяют. Утром никто вообще не берет трубку, словно никто из сотрудников узбекской дипмиссии не хочет общаться. А ведь свонят не только бывшие граждане, но и соотечественники, туристы, турфирмы, всем нужно что-то спросить, что-то решить...»


«Увы, Л. права, - качает головой сотрудница фрау Г. – Мы стараемся не рекламировать Узбекистан как лучшее туристское направление. Это связано с тем, что часто слышим жалобы со стороны наших клиентов, которые побывали в Узбекистане, так и существуют сложности для нас в оформлении документов на въезд в эту страну. Сотрудники консульства очень недоверчиво относятся к нам, часто мы слышим презрительные возгласы, к нам проявляют хамское отношение. Не понимаю, разве немецкие туристы остаются нелегально в Узбекистане или совершают там преступления? Или они все же тратят немалые деньги, обеспечивая вас работой и валютой? Если вы хотите развивать туризм, то научитесь работать с турфирмами и отдельными туристами. Причем не только на уровне дипмиссии, но и пограничников и полиции».


«Один раз мне выдали визу, а потом аннулировали, хотя мне приобрели билеты на рейс «Узбекистон хаво йуллари», - продолжает Л. – Никто возвращать мне деньги за билет не собирался, хотя сумма была немаленькая и для меня – свыше 1200 евро. Лишь за день до выезда Reisenb;ro с трудом оформила мне визу в консульстве... Но приключения на этом не закончились».
Как рассказала Л., перед вылетом в Германию ее долго допрашивал пограничник. Сначала он придрался к паспорту, мол, на ней не фотография самой Л. Пришлось женщине доставать и предъявлять другие документы, удостоверяющие личность. Потом пограничник стал допрашивать ее четырехлетнего сына, требуя, что бы тот отвечал на русском. Мальчишка, естественно, говорил только по-немецки. Это сильно разозлила человека за кабинкой КПП. Видимо, он не знал иностранного языка и полагал, что, наоборот, иностранцы обязаны говорить на узбекском или русском.


«Потом ко мне придрались сотрудники безопасности аэропорта «Ташкент» уже возле металлодетекторов, - сообщила Л. – Пограничница обыскала меня, потом просмотрела сумку и увидела евро. Она спросила подозрительно, мол, задекларировала ли эти деньги, на что я ответила «да». Затем заметила на мне золотые сережки и кольцо и захотела увидеть их отражение в таможенной декларации. Я показала. Только на этом все не закончилось. Офицер, ковыряясь в сумке, обнаружила сертификаты об обмене валюты, и сурово сказала, на каком основании я вывожу эти банковские документы. Я сказала, что собираюсь предъявить это налоговому ведомству ФРГ как доказательство моих трат в Узбекистане. Короче, у меня сложилось впечатление, что сотрудница, обслуживающая металлодетектор, искала мотив, чтобы конфисковать или присвоить эти деньги».


Особую злость у Л. вызвала регистрация в Мирзо-Улугбекском РУВД. «У меня сложилось впечатление, что без мзды здесь не зарегистрируешься, и я вообще поражена, насколько коррумпирована узбекская милиция, - сказала она. – Я отвыкла от этого, живя в Германии. А в Узбекистане словно время остановилось, причем, на самом худшем периоде».


«Мы работаем с узбекским направлением лишь только тогда, когда это хочет сам клиент, - говорит фрау Г. – А так мы имеем хорошие направления в Юго-Восточную Азию, Южную Америку, Австралию, где хорошие цены и сервис, есть большой выбор продуктов. Из Центральной Азии в последнее время интересуются Казахстаном, может, из-за фильма «Борат Сагдиев». Но Узбекистан в списке стран с низким рейтингом интереса... И, когда приходишь в консульство, то убеждаешься, что не зря вашу республику поместили на низкую планку. Кстати, правительство не советует нам направлять туда туристов, так как существует угроза их безопасности».


В свое время в Германии работало представительство Национальной компании «Узбектуризм», которое имело связи с местными туроператорами и турагентами. Правда, фрау Г. ничего о нем не слышала. Хотя заявила, что такая миссия в Германии нужна. «Мы бы хотели решать все проблемы с туристами и формальностями именно через эту организацию, а не посольство, которое отмахивается от нас как от мухи», - отметила сотрудница Reisenb;ro.


Между тем, информационное агентство «Жахон» разместило сообщение об открытии представительства «Узбектуризма» в Пакистане. Удивительно то, что сама компания никак не прокомментировала это через свою веб-страничку, а лишь перепечатала чужую новость (http://www.uzbektourism.uz/ru/content.scm?contentId=15540). Складывается впечатление, что сайт предназначен всего лишь для перепечатки информаций других агентств и СМИ, а не размещения собственных материалов.
Между тем, стоит вопрос: насколько популярно узбекское направление среди жителей Пакистана, что решено об открытии там представительства НК «Узбектуризм»? Неужели эта нищая страна принесет больше туристов и валюты, чем Западная Европа? Есть ли сравнительная статистика? Впрочем, учитывая закрытость сферы туризма, вряд ли стоит надеятся на экономическое обоснование таких подходов.


А с другой стороны, может, это переориентация внешней политики Ташкента с Запада на Восток? Ведь в последние годы у Узбекистана натянутые отношения с европейскими странами и США. Ныне президент И.Каримов совершает визиты только в Пакистан, Южную Корею, Египет, то есть туда, где с демократией напряжонка, а коррупция и нарушения прав человека стали нормой. Ведь это и единит нас.


Возможно, поэтому официальные структуры открывают свои миссии именно там, как бы демонстрируя свое презрение бывшим друзьям. Хотя кто от этого страдает?
Явно не европейский путешественник, ведь перед ним открыт весь мир. А больше всего бывшие соотечественники, которые сталкиваются с хамством уже у ворот посольства Узбекистана.
(11.06.2007)



Другие статьи в литературном дневнике: