Вылететь в трубу

Алишер Таксанов: литературный дневник

Газоэнергетические проблемы Узбекистана с Центрально-азиатскими государствами


Энергетические отношения в Центральной Азии были и остаются одним из камней преткновения между государствами после распада Советского Союза. Налаженная в советское время система взаимопоставок и взаимозачетов энергоресурсов в новых рыночных отношениях перестала действовать, и это привело к кризису сотрудничества в регионе, более того, к т.н. энергетическим войнам. В немалой степени она подогревалась политическими претензиями сторон, в частности, увязываясь с пограничными аспектами, распределению воды, транзита грузов, поддержки неправительственных движений, борьбы с преступностью, подверженностью влияния Запада или исламских стран и т.п. Видимо, одной из причин слабости Организвации Центрально-Азиатского Сотрудничества и было была слабость позиции участников в решении «гордиева узла» энергетики.


Эта тенденция усилилась в последние месяцы на фоне украино-российского газового конфликта, что ярко выразило зависимость одной страны от другой. Учитывая, что Узбекистан является одним из главных поставщиков газа в южные части Кыргызстана и Казахстана, а также в Таджикистан, то у соседей не могла не возникнуть мысль, что ценовая доктрина трансформируется в хорошую дубинку, благодаря которой Ташкент сумеет выбить хорошие политические уступки. Ранее такие моменты проявлялись, особенно в периоды острых конфонтаций, возникавших между лидерами стран.


В то же время, влившись в Евро-Азиатское экономическое сообщество, Узбекистан вынужден и будет играть по новым правилам, и здесь политическим амбициям нет места. Ташкент стремится сохранить ровное лицо и объективность в сотрудничестве с соседями. И дело приобретает более или менее коммерческий, нежели политический характер. Общеизвестно, одной из проблем взаимозачетов является то обстоятельство, что между Узбекистаном, с одной стороны, и Кыргызстаном и Таджикистаном, с другой, существует схема бартерного обмена по газовому экспорту-импорту, что является экономически маловыгодным для предприятий-поставщиков, поскольку финансовые средства не оседают на их счетах в полном объеме. Более того, существует сложный механизм оплаты, который увязывается с сотрудничеством совершенно в иных областях, например, летним водообеспечением Узбекистана из кыргызского Тохтогульского водохранилища, или транзитным грузооборотом железнодорожного сообщения через таджикскую территорию. Более того, с Кыргызстаном зачет производился лишь на 50% в денежной сумме, остальная была или виртуальной (через услуги), или компенсировалась товарами, нужда в которой для НХК «Узбекнефтегаз» не была столь необходимой. В течение последних трех лет эксперты предлагали перейти на полностью коммерческие условия контактов, что внесет более четкие очертания ответственности и прав сторон, в частности:


- узбекские поставщики продают газ по сниженным ценам в обмен на наличные, как это делается с казахстанскими клиентами;
- устраняется связь экспорта газа с межправительственными соглашениями по ирригации (с Кыргызстаном) и по транспортному коридору (Таджикистаном);
- возникают более долгосрочные контракты между поставщиками и потребителями, то есть хозяйствующими субъектами, минуя правительственные структуры, этим самым избегая политического накала.


Между тем, с 1 января 2006 г цена на природный газ, поставляемый Узбекистаном на экспорт в Россию, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан увеличился с $42 до $55 за 1,0 тыс. кубометров, то есть в 1,3 раза. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что энергетический дефицит, который явственно проступил в СНГ, способствовал такой динамике цен, но с другой стороны, возросли и технические издержки, в частности, до 40% возросла стоимость металлопроката, который является основой для изготовления труб. И это вынудило узбекских поставщиков начать более жесткие и радикальные реформы в торговле сероводородными ресурсами.


Частично эти направления нашли реализацию в конце 2005 года, когда акционерная компания «Узтрансгаз» (являющаяся структурой национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз») обязалась поставить в течение 2006 года в Кыргызстан 750 млн. кубометров газа по цене $55 за 1,0 тыс. куб. м (что составляет сумму в $41,2 млн.), причем на условиях 100% предоплаты в размере планового поступления на каждый месяц (в среднем по $3,5 млн.). Такой жесткий подход узбекскими экспертами объясняется тем, что партнеры-потребители постоянно нарушают условия оплаты. Стоит сказать, что в 2004 году из-за задолженности за потребленный газ, которая составила порядка $13 млн., узбекская сторона отказалась подписывать контракт. В связи с этим АО "Кыргызгаз" в течение 2004 г и первого полугодия 2005 года вынуждено было производить отбор газа из казахстанских объемов. Однако в августе 2005 года была достигнута договоренность между сторонами, что позволило АК "Узтрансгаз" и АО "Кыргызгаз" подписать контракт на поставку природного газа в южные области Кыргызстана в объеме 103 млн. кубометров на условиях 100%-й предоплаты по цене $42 за 1,0 тыс кубометров (это более $4,32 млн.)


Кыргызстан считается газозависящей страной, южная часть ее территории обеспечивается за счет поставок из Узбекистана, а северная – Казахстана. Потребности Кыргызстана в газе покрываются за счет АО "Казтрансгаз" по контракту с "Узтрансгазом" по транзиту (это 2 млрд. кубометров для Казахстана и Кыргызстана). После андижанских событий появилась информация, что Ташкент перекрыл свои поставки в Кыргызстан, однако задвижки на трубе поставили казахстанцы, опасаясь несанкционированного отбора газа.


Говоря о сотрудничестве с Казахстаном, то здесь на 2006 год были определены размеры в 1,6 млрд кубометров газа, что составляет порядка ($88 млн.). Представитель “Узбекнефтегаза” подчеркнули, что в случае увеличения потребностей казахстанской стороны и при своевременной оплате, то имеются возможности для увеличения поставок. Этот газ будет использоваться как топливо для Жамбылской ГРЭС, обеспечивающей электроэнергией южные регионы Казахстана в зимний период. Еще в 2005 году АК “Узтрансгаз” и “КазТрансГаз” заключили контракт на поставку 2 млрд кубометров газа по цене $42 за 1,0 тыс кубометров. И именно из этих объемов около 600 млн. кубометров из выбирало АО “Кыргызгаз” для удовлетворения потребностей свои северных областей.


Расширяется торговля углеводородными ресурсами Ташкента и с Душанбе. Так, достигнута договоренность между сторонами об увеличении Таджикистаном в 2006 году объема импорта природного газа из Узбекистана до 750 млн кубометров, что составило 31,5 млн. (в 2005 году этот объем достигал 650 млн кубометров или 427,3 млн.). Объем экспорта природного газа по итогам 2004 г достиг 720 млн. кубометров (на сумму в $30,2 млн.) против 545 млн кубометров в 2003 г. В тоже время потребности Таджикистана превышают 2 млрд кубометров в год. Однако газовый долг – это хороший и уже отлаженный механизм давления на правительство (которое вынуждено молчать, когда гремят взрывы от узбекских мин на границе или беспридельничает таможня и милиция в отношении таджикских бизнесменов и гастрабайтеров), более того, это и способ получать политическую выгоду, стимулируя население Таджикистана соглашаться с действиями Ташкента.


АК “Узтрансгаз” в последние годы осуществляет поставки природного газа в Таджикистан по смешенной схеме финансирования – порядка 60% объема поставляется в счет оплаты за транзит по трубопроводам через таджикскую территорию, остальная часть – по 100%-й предоплате. По мнению экспертов Всемирного банка, для реализации своих “экспортных амбиций” в странах региона Узбекистану необходимо отказаться от бартерных контрактов с Кыргызстаном и Таджикистаном и прейти на коммерческие соглашения на основе долгосрочных контрактов. Они считают, что цена узбекского газа для Таджикистана составляла по бартерным контрактам в течение 1996-2003 гг от $40 до $63 долл за 1 тыс кубометров. Кстати, по причине низких цен на жнергоносители, отсутствие финансовой дисциплины и эксплуатационной неэффективности квазифискальный дефицит в энергетической отрасли Узбекистана равнялся $2,4 млрд.


В последние годы интерес к узбекским природным ресурсам проявляет Россия, и это напрямую увязывается с потеплением отношений между странами, а также защитой, которую оказывает Москва режиму Ислама Каримова. Согласно статистическим данным НХК "Узбекнефтегаз", в 2005 году объем экспорта природного газа в Россию возрос на 14,5% до 8,15 млрд. кубометров, тогда как в 2004 году этот показатель равнялся 7,114 млрд. кубометров. Известно, что торговля газом начались в мае 2003 года, составив 1,27 млрд. кубометров. Именно с этого периода начались напряженные отношения Ташкента с Европой и США, а Россия подавала знаки на сближение позиций. Более того, поставки на Украину были возможны только при эксплуатации трубопроводов “Газпрома”, хотя данный рынок вызывал определенные опасения у узбекскихз поставщиков (январские события подтвердили эти прогнозы).


С 2005 года начался «прорыв» российских инвестиций в газоперерабатывающий сектор Узбекистана, ожидаются вложения в размере $1,5 млрд., в частности на шесть новых месторождения газа и нефти. На геологоразведочные работы на плато Усюрт на ближайшие годы выделено $260 млн., всего же на перспективу прогнозируется затратить около $400 млн. Естественно, эти суммы должны возвратиться, и они будут включены в ценовую сетку, которая для российских потребителей будет ниже, чем, скажем, поставляется Россией для Украины или Западной Европы. Таким образом, Москва берет на себя роль торгового коммутатора/распределителя между Центральной Азией и европейскими странами.


18 января 2006 года делегация "Газпрома" подписала с НХК "Узбекнефтегаз" договор, по которому были определены новые цены на покупку газа, а также ставка его транзита по территории Узбекистана – это $1,1 долл за 1,0 тыс кубометров на 100 км (учитывая, что длина сети около 400 км, а размеры поставок в 2006 году опредлены в 9 млрд кубометров, то сумма транзита достигает $40 млн., а сумма поставок – $495 млн.). Состоявшаяся 20 января в Ташкенте встреча главы “Газпрома” Алексея Миллера и президента Узбекистана Ислама Каримова, а также с заместителем премьер-министра Уткиром Султановым и председателем правления “Узбекнефтегаза” Абдусаломом Азизовым свидетельствует о стратегических интересах двух сторон, основу которых были заложены в декабре 2002 года. Именно тогда вступило в силу соглашение, где предусматривались долгосрочные закупки узбекского газа на период 2003-2012 годы, участие "Газпрома" в проектах по добыче природного газа на территории Узбекистана на условиях СРП, а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры республики и транспортировки центрально-азиатского газа через территорию Узбекистана.


Это следует учитывать еще в том смысле, что до недавнего времени к России у И.Каримова были самые прохладные чувства, и все двусторонние межправительственные соглашения пробуксовывали. В торговом отношении Ташкент все дальше и дальше отдалялся от старшего брата. Но сейчас картина резко изменилась, узбекский лидер повернулся задом к Западу, а лицом – к Москве. Заиграла музыка, пошли инвестиции, появились новые рычаги влияния.


Возможно, российское присутствие снимет напряженность в энергоотношениях между Центрально-Азиатскими странами, но при этом следует понимать, что появился новый игрок, который будет стремиться контролировать ситуацию в регионе и получать, соответственно, свою выгоду, защищать свои интересы. И кто-то при этом будет влетать в трубу... газовую, конечно.
(30.01.2006)



Другие статьи в литературном дневнике: