Все и ничегоРЕПОРТАЖИ УЗБЕКСКОГО ОФИЦИОЗА ОБ ИНДИЙСКОМ ВИЗИТЕ ИСЛАМА КАРИМОВА Любой материал, выносимый на страницы газет и журналов, должен нести в себе максимум информации об освещаемых событиях, в этом заключено мастерство и искусство журналиста. Не просто констатация факта, участником или свидетелем которого являешься, но и аргументы, факты, выводы, анализ, лишь тогда перед неискушенным читателем предстает полная картина. Этого, однако, не встретишь в официальной хронике, которую часто выплескивает массовый производитель лапши – Информационное агентство УзА. Вот недавно мне попалась статья «Плодотворные встречи», растиражированная УзА во многих изданиях Узбекистана. Данные автора не приведены, но он, судя по всему, был в составе делегации во главе с президентом Исламом Каримовым, посетившей Индию 4-6 апреля 2005 года. Материал небольшой, в нем говорится обо всем и в тоже время ни о чем. Я, например, никакой полезной информации для себя не получил. Такое ощущение, что журналист просто расписал всем известное событие, не вложив ничего своего труда. Просто выписал строки из графика встреч и передвижений главы узбекского государства по стране, размазав кое-какими общими фразами. Например, перед отлетом президент давал, как всегда, интервью ограниченному кругу журналистов. Безусловно, независимых репортеров туда не запустили, иначе бы «человек, определивший эпоху», услышал не совсем приятные вопросы. А так Ислам Каримов разглагольствовал о том, о сем, чем вызвал, например, у меня, смотревшего все это по телевизору, усмешку. Ладно, об этом в отдельности поговорим потом, а сейчас остановимся на заметке УзА. Он сказал, что важно развивать сотрудничество в сферах экономики, культуры и образования, но что в этом нового? И.Каримов практически это говорит перед любой поездкой в любую страну. И что нас связывает с иными государствами – ханствами, республиками, королевствами, как не торговля, обучение специалистов и культурный обмен? Почему нельзя это делать при помощи обычной дипломатической переписки: ведь в Дели функционирует много лет узбекское посольство, да и в Ташкенте есть индийское… В крайняк, можно было отправить без помпезности и уполномоченного члена правительства, обошлось бы дешевле, но с таким же эффектом. Автор УзА добавляет: «В настоящее время более сорока документов составляют правовую основу социально-политического, экономического и культурного сотрудничества наших стран». Непонятно, если есть уже документы вышеуказанного профиля, то зачем еще раз ехать по этим же вопросам? А если соглашения работают не в полную меру или требуется их расширение за счет заключения новых, то дайте подробный анализ. Я до сих пор не знаю, что это за договора, что они дают рядовых гражданам Узбекистана и Индии, бизнесу и учащимся. Журналист тут спасовал. Да, лишь в газете «Новости Узбекистана прочитал, что в списке этих соглашений – меморандумы между вузами, между банками, вот уж что следовало подписывать ректорам и управляющим, не ожидая визита Ислама Каримова, в рабочем порядке. «В Узбекистане действует свыше 30 совместных предприятий, которые организованы совместно с индийскими предпринимателями», - пишет журналист УзА. Что это за СП, в каких отраслях специализируются, каков их вклад в национальную экономику, сколько человек работает? - об этом ни слова. «Объем товарооборота между нашими странами за одиннадцать месяцев 2004 года составил 121 млн. долларов», - и эта информация тоже не блещет полнотой. Какова номенклатура экспорта-импорта, в чью пользу торговое сальдо, в чем нуждается Индия и чего хотим мы, какие барьеры стоят перед государствами, раз необходим государственный визит? – это также осталось без внимания журналиста. А ведь он мог спросить это у сопровождающих Ислама Каримова специалистов и экспертов. Не стал. Или получил ответ: об этом писать не стоит. Тогда зачем нужен журналист в составе делегации? Лучше взять королевского летописца, что делали сотни лет назад монархи перед своими походами: писать о подвигах венценосного человека и умалчивать о его поражениях. Далее, автор пишет: «Президент Ислам Каримов во дворце «Хайдарабад» встретился с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. В ходе беседы обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, актуальные международные и региональные проблемы». И все? А что конкретно говорили высокие стороны? Почему нет подробностей? В чем мы едины и в чем различны? Какова позиция индийского правительства по тому или иному вопросу? Почему этого нет в материале УзА? «Стороны проанализировали нынешнее состояние отношений, наметили дальнейшие приоритетные направления», - и тут я тоже мало чего уяснил. В чем проявился «приоритет» и куда дует ветер «направлений»? «Президент Ислам Каримов в резиденции «Раштрапати Бхаван» встретился с президентом Абдулом Камалом. Были обсуждены вопросы, касающиеся двустороннего сотрудничества». Подробности, пожалуйста, налогоплательщики хотели бы иметь представление, для чего их избранный лидер ездил в Индию и о чем беседовал. Только эта информация отсутствует. Точно также, как и сухо описываемые встречи Ислама Каримова с министрами иностранных дел Натваром Сингхом, обороны Пранабом Мукерджи, торговли и промышленности Камолом Натом, вице-президентом Индии Бхайроном Сингхом Шекхаватом. Там только общие фразы об обсуждении проблем и перспектив. Ни цифр, ни статистики, ни острых моментов и нестыковок, ничего такого, чтобы заставило задуматься читателя, мол, а что на самом деле происходит? Складывается впечатление, что в УзА цензура в самом разгаре. Там действует принцип: дать, но урезано. То есть сказать о событии, однако при этом ничего конкретного не сообщить. И пока такая «сводка новостей» будет публиковаться на страницах узбекских изданий, вряд ли информационный голод узбекистанцев можно будет утолить. А может, просто журналисту не о чем было писать? Ну, ничего интересного и путного не говорил Ислам Каримов на встречах, и представителю прессы не хотелось просто позорить лидера нации, публикуя его слова? Зато я думаю, что пора вообще определять рентабельность государственных визитов. Если в течение трех-пяти лет подписанные документы не дадут плодов, доходы взаимоотношений не погасят расходы на апрельскую поездку (включая свиту чиновников), то следует считать ее туристической и в законном порядке обязать Ислама Каримова возместить всю эту сумму из своего личного кармана. Может, это вынудит президента быть более эффективным и не ограничиваться тем официозом, которым отплевывается на страницы газет УзА. © Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|