Полный улет на воздушных линиях,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ КАК КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА «УЗБЕКИСТОН ХАВО ЙУЛЛАРИ»


Национальная компания «Узбекистон хаво йуллари» недавно торжественно отрапортовала, что продолжает верный курс на обновление воздушного парка – уже пригнан из-за границы очередной аэробус марки «Боинг-757» взамен устаревших советских «Илов», «Тушек», «Яков» и «Анов». И этим самым руководство надеется улучшить сервис на борту и поднять престиж национальной авиации. Однако никто при этом не обмолвился, как улучшить систему услуг на земле, а тут у компании – увы! - полный улет.


С каждым годом умные головы, которые вертят шестеренки в сложном механизме флагманского авиаперевозчика, придумывают способы не только, как развить финансовую составляющую авиации, но и усложнить клиентам пути приобретения билетов или получения необходимых услуг в рамках сво`его путешествия. И поэтому никого не удивляет ситуация, когда на полупустой самолет невозможно достать билет. И многие просто сворачивают в сторону представительств зарубежных компаний. Но порой судьба складывается так, что мимо узбекской авиакассы никак не пройти.


У моего коллеги – назовем его Ахмад-ака - возникла необходимость съездить на Иссык-Куль. Путь не близкий, и им выбрано средство воздушного сообщения, как быстрого способа доставки своего бренного тела к месту назначения – через Бишкек. И тут начинается катавасия, которая характеризует вообще «узбекскую модель развития» - много красивой мишуры и пустота внутри. Так уж получилось, что из Ташкента в Бишкек он сможет только полететь кыргызскими авиалиниями «Алтын Эйр»», а из Бишкека в Ташкент – «Узбекскими», такие уж были даты в путевке. При наличии межгосударственных договоров, подписанных между странами на двусторонней основе и в рамках Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, почему-то возникает ведомственно-государственная «нестыковка». Например, у каждой авиакомпании появились и действуют свои правила, хотя рейсы порой объявляются совместными.


В телефонном разговоре с «Алтын Эйр» Ахмад-ака уяснил, что они готовы ему забронировать и продать билеты из Ташкента в столицу Кыргызстана, но обратно в Ташкент забронировать и продать билеты не могут, потому что не существует договора о сотрудничестве с «братьями по крыльям» - «Узбекистон хаво йуллари». Нужно приобретать билеты отдельно у каждого перевозчика, что стоит, естественно, гораздо дороже, чем в едином пакете. Это вызвало соответствующее удивление, но Ахмад-ака, будучи человеком интеллигентным, спорить не стал и потопал в родную авиакомпанию в надежде быстро решить эту задачу. Но через некоторое время он понял, что она быстро трансформируется в теорему Ферма, которая, как известно, не имеет решения. Ташкентская центральная авиакасса расположена возле отеля «Гранд-Мир» (бывшая «Россия») по улице Шота Руставели, и там в окошке с надписью «Групповое бронирование» выпалили:
- Мы не можем вас забронировать, потому что вы – не группа. Принесите письмо и мы сделаем бронь.


Это было первым, хотя не столь сложным препятствием. Второй сюрприз логично вытекал из первого: даже если будет письмо, то необходимо сначала пойти в кыргызские авиалинии и выкупить там билеты, сделать с них копии и принести узбекским «бронировщикам», как свидетельство праведных намерений Ахмад-ака сначала лететь в Бишкек. Может, есть на это другие причины, но об этом сообщено не было.
Ахмад-ака подчеркнул, что ему пока нужно только забронировать место в самолет, на что последовал еще более холодный ответ:
- Если вы плохо меня понимаете, то следует пойти к господину Камбарову С. – моему начальнику, и там получите всю информацию.


Подумав и взвесив «за» и «против», Ахмад-ака крякнул и решился на встречу с этим высокоуважаемым начальником, к которому отправляют непонятливых и глупых пассажиров. Впрочем, попасть к этому господину оказалось не так просто. У входа в соседнее здание, где восседает Камбаров С., стоит охрана – этакий громадный «бодигард», который с полицейской настороженностью осматривает вошедшего и проводит допрос: с какой целью, кому, зачем и прочее. После звонка в приемную по внутренней связи и долгих объяснений секретарше, зачем нужен ее босс, Ахмад-ака получает «добро» на вход. «Бодигард» требует паспорт, выписывает пропуск, однако документ не возвращает. На вопрос «Почему вы забираете паспорт» он деловито отвечает: «Верну при возвращении. А вдруг вы выйдете другим путем», явно намекая, что Ахмад-ака собирается вылететь в окно так же красиво, как идет на взлет «Боинг-757», взятый в операционный лизинг.
Между тем, Камбаров С., как и полагается высокопоставленному чиновнику «Узбекских авиалиний», был весьма занятым человеком. Поэтому он доверил «разборки» с клиентом своему заму Галине Александровне, которая, к радости Ахмад-ака, оказалась более понятливой сотрудницей, чем ее коллега из окошка № 24 «Групповое бронирование».


- Для вас сделаем исключение и забронируем билеты, - сказала она, выслушав настырного посетителя, который потом не мог понять, а почему в окошке № 24 ему этого сделать не могли. – Но в соответствии с новой инструкцией, которая вступила в силу 1 ноября 2004 года, это возможно после того, как вы принесете копии билетов с «Алтын Эйр». Обрадую вас: мы имеем право получить от вас ОПЛАТУ за эти билеты, но на руки их, правда, вам НЕ ВЫДАДИМ. Билеты по улету из Бишкека получите только в столице Кыргызстана.
- Понимаете, у меня нет возможности ходить и искать офис «Узбекских авиалиний» в Бишкеке, потому что я с аэропорта еду прямо на Иссык-Куль, - пояснил Ахмад-ака. – Путевка только на несколько дней
- Извините, но в этом мы вам ничем помочь не можем, - парировала Галина Александровна. – Вам придется поискать. Бишкек – это не Ташкент, город небольшой.


Ахмад-ака понуро вышел из здания. Логика математика Ферма так и осталась для него недосягаемой. Было непонятно, почему «Узбекские авиалинии» не бронируют по телефону? Зачем человеку ехать в авиакассу, чтобы там услышать: знаете, а билетов нет. Зато возле здания крутятся всякие там темные личности, которые за отдельную плату готовы решить проблему в любом направлении. Удивительно, «Алтын Эйр», пускай имеющие «Анны» и «Яки», но без труда продают билеты, а у узбекской авиакомпании, которая хвастается современными западными самолетами, всегда какие-то сложности в отношении с клиентами.


Какие выводы: в авиации цены растут, а объем и качество услуг сокращаются. Если так пойдет и дальше, то скоро мы будем договариваться и с пилотами, и со стюардессами отдельно. А ведь человеку нужно просто прийти в кассу и купить билеты, зачем все усложнять? Кому это нужно? Что это дает? Путь, которая выбрала национальная авиакомпания, безусловно, не способствует комфорту потребителя и никак не повышает авторитет «Узбекских линий». Странно, что в условиях жесткой мировой конкуренции на рынке авиауслуг появляются такие инструкции, действующие с 1.11.2004 года, явно не с рыночной спецификой. Может, ее составитель только что вышел из лечебного заведения, где вправляют мозги с помощью трепанации черепа или медикаментозного способа? Нужно ведь чинушам показать свою надобность…


Добавим, что представительство «Алтын Эйр» расположено в другом конце трехмиллионного Ташкента, и бегать по разным авиакомпаниям, выяснять теорему Ферма с воздушным уравнением у Ахмад-ака ушло много времени, сил и средств. Видимо, нужна целая команда, которая бы отдельно занималась проблемой бронирования и приобретения именно на «Узбекские авиалинии». Такая уж у нас «узбекская модель развития» - все делать на «благо» простого человека, у которого Великое будущее.
(18.11.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: