Скрытая правда джизакского студента

Алишер Таксанов: литературный дневник

На информационно-новостном сайте Службы национальной безопасности Узбекистана «Пресс-уз.Инфо», косящего под независимый журналистский портал, прочитал тенденциозную статью «Грош цена такой демократии!», которую написал студент из Джизака Лочин Эсанов. Это краткое изложение его мытарств в США и критики демократических устоев на Западе. Проживая на этом же самом «загнивающем» Западе, я, между тем, столкнулся с совершенно противоположной стороной той ситуации, о котором горестно повествовал с снбешной страницы молодой человек.


Прежде всего, здесь строго соблюдают законы – и правоохранительные органы, и сами граждане, хорошо работают социальные службы, и правозащитные организации, можно обратиться всегда к помощи суда, адвоката, прессы, никто не смеет отказать. И если права человека нарушены, то государство примет его сторону. Я сам не раз в этом убеждался на личном примере и примере других иностранцев. Но история Л.Эсанова заставила меня задуматься: где тут правда, а где ложь, потому что не совсем ясная картина получается из того, что я прочитал. Что-то утаивает автор, не хочет о чем-то говорить...


И я связался со своим другом в США по имени М., который уже 8 лет проживает в Лос-Анджелесе. И попросил его прокомментировать слова Л.Эсанова. Тот прочитал и рассмеялся:
- Да это чистая афера. Не поверю, что недоучившийся студент так грамотно напишет опус своей «трагедии» - чувствуется хватка профессионала, может, подкорректировал редактор из спецслужб. Конечно, в США многое что может произойти из ряда вон выходящего, но Эсанов не договаривает, утаивает правду. Начнем с того, он если пропускал учебные занятия в вузе, то это характеризует его нравственные качества. По программе «Акселс» он поехал учиться в Америку, и должен был благодарен за это организации – такой шанс дается не каждому. За год можно понять, что это за страна, а он остался в «розовых очках» - это или инфантилизм, или идиотизм.


Далее, он решил приехать вновь – зачем? Ясно – зарабатывать деньги. И через Лауру Ли Дарман получил гостевую визу, а она не разрешает ему официально работать. Чтобы получить такое разрешение, нужно собрать немало документов и подать в соответствующие правительственные службы, открыть кредитную историю, получить соответствующую страховку и сделать много чего другого. А этого автор не сделал, судя по всему. И он работал нелегально, то есть нарушил законы, и поэтому к нему так суровы были местные органы. Рынок труда имеет свои специфику, нужно платить налоги, а «черная» рабсила, как известно, таких «взносов» в казну не осуществляет.


Ну, представь, что какой-нибудь индус, скажем, по имени Шекхаров Алок приезжает в Узбекистан по приглашению Карим-ака и сразу бежит в магазин работать продавцом. У него нет разрешения Министерства труда, нет прописки городской, нет соответствующего образования, санитарной книжки, налогового номера, плохо знает язык и т.д. Как к нему отнесутся местные власти? Как будет отвечать перед участковым милиции Карим-ака за прохвоство Шекхарова Алока? И вряд ли индус будет кричать, что в Узбекистане нет демократии, хотя итак ясно, что ей тут и не пахнет. Понятно – сам виноват!


Во-вторых, «7 Элевен» - это сеть мелких магазинов, обслуживающих пассажиров и водителей на трассе, они функционируют 24 часа в сутки. В основном там трудятся пакистанцы, арабы, индусы, любящие – увы! - теневые моменты в своей деятельности. Хозяин взял Эсанова без соответствующего разрешения, и тот не мог работать продавцом – можно засветиться перед проверяющими из миграционной службы. И поэтому, когда произошел конфликт, хозяин сразу отказался от каких-либо связей с Эсановым. Точно также поступила и женщина, которая пригласила его в США. Ведь они оба несут ответственность за него и могли получить огромный штраф – до 20 тыс. долларов. Так что этот студент-недоучка подставил и их.


В-третьих, он, скорее всего, был подсобным рабочим, кто работает на складе, или, может, охранником. Потому что мужик просто так не станет ему ломать ногу... Значит, была драка, она произошла между ним, исполняющим охранные функции, и американцем, дебошировшим в магазине. Конечно, народ тут разный шастает, но скажите, что и в Узбекистане нет идиотов или хулиганья?


Если бы все было по закону, то факт избиения он мог бы зарегистрировать в медицинской службе, обратиться в полицию с заявлением. И там не могут запихнуть это в стол, мол, ты иностранец и на тебя начихать. Есть, в крайнем случае, правозащитные организации, пресса, существует адвокатская поддержка, суды. То есть всегда есть возможность защитить свои права. Он этого не сделал, так как нужно было объяснять факт своей работы в магазине. И лечился он не по страховке, а заличный счет, что доказывает еще раз его неофициальный статус трудящегося... Да, а как можно самому вылечиться от гриппа? Он занимался самолечением в тюрьме?


И еще, он был депортирован из США и в его паспорте стояла отметка об этом. Уверен, пограничники, которые проверяли документы в аэропорту «Ташкент», обратили внимание. Видимо, Эсанова пригласили на беседу с сотрудником СНБ. И там он раскололся. Не знаю, какое наказание понес горе-студент, видимо, долго отписывался и оправдывался. И в качестве прощения ему предложили рассказать разоблачающую историю о диком Западе, мол, как там плохо и нечего другим искать счастья. Опустив моменты, что вина за происшедшее лежит на нем самом.


С мнением М. согласен и я. Может, кто-то из убекистанцев и проглотит «компромат» на Запад, написанный Л.Эсановым, поверит, но те, кто умеет отделять зерна от плевел, поймет, где истина.
Алишер Таксанов


P.S. Ниже приводится статья из «Пресс-Уз.Инфо»:



Грош цена такой демократии!
14.05.2008/11:00
(«Дома и стены помогают», гласит народная мудрость, уж я это теперь точно знаю. Меня научила сама жизнь, а все очень просто по глупому, захотелось мне красивой жизни... Впрочем, обо всем по порядку. Я родился и рос в горном кишлаке «Новка» Бахмальского района Джизакской области. Учился в школе, закончил лицей. В то время большой популярностью стала пользоваться программа «Акселс». Вот через неё и попал впервые в США, где все представлялось мне в розовом свете, заграничная жизнь представлялась раем, ведь мы были наслышаны об их демократии.


Правда, тогда я был там всего одиннадцать месяцев, жил в семье, все условия согласно программе мне были представлены. В этом плане мне повезло, попал в хорошую семью, хозяйкой была Лаура Ли Дарман. Мы быстро нашли общий язык, помогал ей, чем мог - за детьми смотрел, по хозяйству помогал, вечерами много беседовали о жизни, даже не заметил, как быстро пролетело время. Я вернулся домой, поступил в Джизакский Государственный Педагогический институт на факультет Иностранных языков. С Лаурой переписывались, перезванивались. Наступил день, когда она прислала «гостевую» и вновь помчался туда, оформив визу на два года. Мечтал разбогатеть, как в сказке. Но... моей мечте не суждено было сбыться. Чтобы заработать, устроился на работу в магазине «7-Элевен» в качестве продавца. Вроде все шло нормально.


Но в один из дней к нам в магазин заглянул человек, он был в пьяном виде, выкинул мусор прямо под ноги, я вежливо попросил его убрать мусор. На что он грубо ответил, более того избил меня и сломал ногу. Я обратился в полицию. Гражданина США за этот поступок должны были привлечь уже к уголовной ответственности, но этого не произошло. Выходит, даже в демократической стране не все люди перед законами одинаково равны или для приезжих есть особый подход и неписаные законы. Кого можно посадить, а кого и нельзя! Видимо он легко откупился (вот демократия). Через месяц, когда я выздоровел (лечился на те средства, которые откладывал) вышел на работу. В тот же день вновь явился этот человек и, увидев меня, ухмыльнулся и ушел. Буквально на следующий день явились сотрудники миграционной службы и, проверив документы, забрали меня. Ничего не стали объяснять, а тем более разъяснять (у меня ведь виза на два года), посадили меня в камеру с криминальными преступниками (убийцами, наркоманами), на мои просьбы никто не реагировал.


Продержали девять дней, затем перевели в другую камеру. Общался с руководством тюрьмы письменно, даже врача вызывал письменно (все это на территории тюрьмы, буквально в двух шагах). Кстати, вызванный мною врач явился через неделю, когда я уже сам вылечился от гриппа. Именно в это время я много думал над тем, что если у меня на родине случится с человеком несчастье, все спешат на помощь. А там нет, даже Лаура ни разу не пришла, даже не звонила. Я был в отчаянии, никто ничего не объяснял, на суде сказали, что нарушены сроки и порядок пребывания на их территории, и они меня депортируют. Но и после решения суда прошло еще более месяца. А когда наступил день моего возвращения на родину, даже не разрешили забрать свои личные вещи, выдворили вон, как преступника. Я не мог дождаться дня, когда встречусь с родными. Меня очень тепло встретили родные, соседи, друзья. Поняли меня, постарались успокоить.


Сейчас у меня все нормально. Я живу у себя на родине, восстановился в институте, откуда был уволен за прогулы. Учусь, у меня очень хорошие друзья. Я рад, что вернулся к своим добрым и милосердным людям, готовым помочь друг другу в беде. О происшедшем со мной в США вспоминаю как о кошмарном сне, и не дай Аллах никому попасть в ту ситуацию, в которой был я. А когда слышу разговоры своих друзей о прекрасной жизни за границей, то на своем опыте стараюсь убедить их в обратном. Ведь на себе я познал лживые разговоры о «демократичности» Запада. Родина - это земля, где ты родился, а она у человека одна, ее нельзя предавать, гонясь за иллюзиями. Нужно учиться и работать так, чтобы жизнь в стране делать лучше и краше. А это в наших силах, ведь мы молодые.


Автор: Лочин Эсанов, Джизакская область



Другие статьи в литературном дневнике: