Окно в Узбекистан, не захлопнется ли оно?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Газета "Новости Узбекистана" (№ 49 от 10.12.2004) сообщила в статье "Ташкент-Москва: возвращение Первого канала", что Министерство иностранных дел республики аккредитовало представителя российского телевидения – журналиста Улугбека Эргашева.


У.Эргашев был организатором популярной радиостанции "Европа+ Ташкент", которая, просуществовав совсем немного, закрылась по решению властей. О причинах не сообщили, хотя в жесткие годы цензуры и репрессий любая коммерческая или неправительственная организация попадала под пресс, если там работали свободомыслящие люди и их мнения не вписывались в рамки идеи национальной независимости. Вполне возможно, что радиостанция позволила себе такое, что не понравилось режиму Ислама Каримова.


И теперь лауреат премии Маршалла и Европейского союза в области развития демократических процессов в обществе У.Эргашев становится собкором российского первого канала. С чего это после стольких лет Москва решилась на повторное открытие своего представительства в Узбекистане?


Лишь чиновники в правительстве и в МИДе точно знают, почему лишилась аккредитации Шахноза Ганиева, которая ранее представляла данный телеканал в республике. Нужно сказать, что лояльность Ш.Ганиевой режиму Каримова виднелась насквозь, каждая ее ткань, молекула и атом были преданы книгам и заветам, наставлениям и мыслям президенту Узбекистана. Ее репортажи узбекистанцы называли не иначе как "вести из рая", и смеялись над тем, как она "живо" описывала успехи узбекской экономики или реформ в политической сфере. Видимо, и российские редактора не спешили смешить своих сограждан сказками об "узбекской модели развития", поэтому Ш.Ганиева не столь часто влазила на экраны Первого канала. Зато в Аппарате президента ее лояльность была оценена, и Ш.Ганиева получила должность заместителя председателя Гостелерадиокомпании.


Интересны некоторые детали ее журналисткой деятельности, которые невозможно было не заметить. Так, она сообщала о празднике Навруз, находясь под ливнем дождя, хотя в это время в республике было безоблачно. Зато многие вспоминали, что год назад действительно шел дождь, и нынешний сюжет больно напоминает предыдущего времени.


В эфире Первого канала с негодованием опровергая информацию о том, что Узбекистан разбомбил кыргызский кишлак и, якобы, это сделали неизвестные силы, Ш.Ганиева прикусила язык, когда на следующий день Министерство иностранных дел республики сделало заявление о том, что действительно узбекские ВВС нанесли ракетно-бомбовый удар по территории соседнего государства. Правда, в этом сообщении не говорилось, почему летчик принял мирных жителей за боевиков ИДУ, и намерено ли теперь правительство И.Каримова оплатить компенсацию пострадавшим. Поспешность Ш.Ганиевой поцеловать одно место режиму обернулась ей хорошей оплеухой. Зато в глазах российских телезрителей она стала выглядеть посмешищем.


Также нельзя забытья ее сообщения с узбекско-таджикской границы, в которой она, одевшись в полевую форму, описывала ситуацию с транзитом таджикских грузов по Узбекистану и стремлением соседей использовать территорию республики для неблаговидных целей. Однобокость и убогость информации вызвало резкую критику со стороны таджикских властей и простых граждан, для которых приграничная торговля была единственным источником существования.


Таким образом, освещая "козни" таджиков и кыргызов, якобы, стремившихся сделать что-то нехорошее Узбекистану, Ш.Ганиева "завоевала" особую "любовь" у соседей. О ней жители других Центрально-азиатских государств говорили с презрением и возмущением, мол, она искажает факты, выдает желаемое за действительность, содействует проведению государственной политики Узбекистана на самоизоляцию и дезинтеграцию в регионе. Более того, она ссорит братьев, находящихся по разную сторону государственной границы.


В итоге Ш.Ганиева лишилась своей должности. Никто не сообщил: от нее отказались россияне или сам узбекский МИД аннулировал ее аккредитацию. Хотя есть версия, что официальный Ташкент взял решительный курс отмежевания всего того, что связывало бы с Россией. Ведь цензура одно время запрещало в печати упоминать эту страну, как, впрочем, и соседей по Центральной Азии. Зато увеличился объем информации о США, Европе и Ближнем Востоке, точнее, событиях в Израиле. Стала заметна тенденция Узбекистана сблизиться с западными режимами, официальные власти открыто предлагали стать проводниками их интересов в регионе, а себя в качестве стратегического партнера.


О стратегическом партнерстве с Москвой, что было заявлено еще в середине 90-х годов, стали усиленно забывать. И вдруг такая резкая перемена. С чего это?


В газете "Новости Узбекистана" подчеркнули: "Произошедшие за последние годы позитивные изменения в развитии узбекско-российских связей, их явное движение по восходящей изменили ситуацию во многом к лучшему". Какие изменения произошли за последние годы?


Прежде всего, узбекистанцы поняли, что их товары никому в Европе не нужны, а рынок СНГ – единственно стратегически важное место сбыта. Те же самые "Матизы", "Нексии" и "Тико" хорошо расходятся в России, но абсолютно не нужны Германии, Франции, Великобритании, Италии, где выпускаются машины лучшего класса и моделей. Да и возить хлопок за множество границ накладно для узбекских экспортеров, лучше его спихнуть поближе… Поэтому товарооборот в последний год между Россией и Узбекистаном увеличился. Россияне пока не дергают и за внешний долг Ташкента, который составил почти 700 млн. долларов.


Ташкент, как и Москва постоянно находятся под критикой правозащитных организаций, Европарламента, и поэтому необходимость "защиты" стала платформой для "интеграции" бывших братьев по Союзу. Если помните, недавно страны СНГ сделали общее обращение о недопустимой политике ОБСЕ, мол, эта структура вмешивается во внутренние дела пост-советских республик.


Далее, американцы и европейцы, несмотря на участие Узбекистана во всех их программах, поддержку войны в Ираке, продолжает оставаться "подозрительной" страной. Это обижает Ислама Каримова, и он сделал намек, мол, я могу точно также прыгнуть в объятия "старшего брата", как и предлагал свою любовь вам, господа. Вы лишитесь стратегического партнера в Центральной Азии, а западный мир обретет "обновленный" Союз. И все вернется в круги своя – холодная война, интрижки в мировом масштабе, то есть то, что имело место 20 лет назад...


Еще версия: после истории конфискации узбекского нелегального золота российскими таможенниками, у Каримова не оставалась иного пути, как возродить стратегическое" партнерство с Москвой. Иначе В.В.Путин мог быть поднять историю о золотом запасе "человека, определившего эпоху" и его махинациях с ресурсами независимого Узбекистана. Помните, как вдруг неожиданно был осуществлен визит И.Каримова в Россию и подписана совместная Декларация, которая разительно противоречила вчерашним установкам узбекского президента. Политика – грязное дело, и здесь места нет истине и порядочности. А может, это грязные политики превращают политику в грязный бизнес?


Именно эти предпосылки стали основой для открытия российского корпункта на узбекской земле, а не просто желание Улугбека Эргашева, как он просто описывает в интервью газете, мол, взял и отправил документы в Москву и в узбекский МИД, а там – бац! – все согласились. Может, утверждению У.Эргашева способствовало и то, что у него была какая-то совместная работа с Аппаратом президента Узбекистана, а там любят лояльных и преданных товарищей.


И после вышесказанных политических событий Ташкент дал "добро" второму рождению Первого канала в Узбекистане, где, действительно, это телевидение уважают и любят. Не скрою, я сам смотрю исключительно российские каналы, и лишь 1% телевремени отдаю местному телевидению (чтобы посмеяться над успехами пяти принципов и семи приоритетов И.Каримова). Другое дело, насколько хватит терпения Ташкента иметь российское "окно"? Повторит ли У.Эргашев путь своей предшественницы? Он будет вести репортажи, которые действительно имеют место, или это опять театрализованное шоу или "вести из рая"? Теперь журналист находится между Харибдой (жесткой властью И.Кармова) и Сциллой (российскими телезрителями, желающими видеть правду).


Все зависит от глобальной политики. Едва улыбнутся американцы узбекскому диктатору, как российское "окно" опять захлопнется, и Улугбеку Эргашеву придется вернуться в британское агентство "Зе Греад Силк Роад Ворлд", где он "прозябал" в качестве редактора.
(27.12.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: