Бюрократическая дипломатия.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИТАЛЬЯНСКИЙ КОНСУЛ ТРЕБУЕТ ОТ УЗБЕКИСТАНЦЕВ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ


Италия все больше поражает не только своей историей и красотами, но и бюрократией, которая, как кажется, по масштабности и сути переплюнула многих европейцев, хотя бы тех же педантичных немцев. В этом в очередной раз убедились узбекистанцы, вернувшихся в конце октября из г.Турина, где они принимали участие во Всемирном форуме Terra Madre.


- Не буду рассказывать, как сложно было участникам получить въездную визу в итальянском посольстве в Ташкенте, об этом уже сообщалось в Интернетных изданиях, - сказал руководитель узбекской делегации Виктор Цой. – Возмутительна сама организация приема посетителей в этом учреждении, но не это было нашей трудностью. Сотрудники консульского отдела при каждой встрече с нас требовали все новые и новые бумаги, которые, если посмотреть прямо, нарушали наши права. Скажем, зачем консулу требовать от нас разрешение от работодателя? Кто такой работодатель, чтобы разрешать или нет поездку человека за пределы страны? А за каждой справкой нужно было тратить время, деньги, нервы. Чего стоит постоянные поездки из области в столицу… Конечно, все это негативно сказалось на общих впечатлениях об Италии.


Но и по приезду итальянское посольство показало зубы. Руководитель группы ранее был извещен, что от всех участников необходимо предоставить копию паспортной страницы, где проставлена виза с отметкой пограничников, мол, территорию Италии покинул. Эти документы были собраны и препровождены в посольство. Как сообщила волонтер Ассоциации путешественников «Рабат Малик», в консульском отделе ее встретили весьма неприветливо. Ей запомнились следующие фразы: «Чего вылупила глаза?.. Рот закрой… Соблюдай субординацию!.. Ты разговариваешь с сотрудницей итальянского посольства!..» Такого хамства девушка никогда не встречала и была ошеломлена.


В течение всего времени беседы с ней вели через закрытую дверь, словно она была носителем какой-то страшной заразной болезни типа Эбола. Волонтер чувствовала себя не очень уютно за железным забором. Лишь пару раз выскочила сотрудница, и то лишь после того, как услышала замечание: сотрудники посольства – не начальники посетителям и следует вести себя корректно по отношению к узбекским гражданам. В ответ разъяренная сотрудница консульского отдела выпалила: «Вот сейчас я тебя туда выведу и там будешь стоять и говорить», - и недвусмысленно указала куда-то в сторону. При этом она, обращаясь к кому-то в отдел, сказала: «Это из той самой группы, которая возомнила себя элитной. Эта женщина сама не знает, что говорит…»


- Этим самым меня поставили в ранг с полоумными, - возмущенно сказала волонтер «Рабат Малика». – Теперь я понимала, что чувствуют себя посетители, которые приходят сюда. Мне сообщили, что следует подождать. А на вопрос, мол, сколько ждать, услышала презрительное: столько, сколько нужно!.


В итоге было заявлено следующее: кроме паспортного листа с отметкой, нужна и лицевая часть паспорта. И это представить крайне необходимо, иначе полные кранты! Между тем, эти копии были ранее собраны консульским отделом, и они до сих пор хранятся в их папках (может, им лень копаться в своих архивах?). Тогда зачем еще раз копировать то, что у них уже есть? На это вразумительного ответа не последовало. По словам В.Цоя, итальянское посольство об этом дополнительном требовании ему ранее не сообщало, а теперь опять начинает катавасию с документами. Без этой копии получается, что узбекские граждане до сих пор находятся в Италии.


- Я написал письмо, в котором информировал консула о том, что делегация вовремя и в полном составе вернулась домой, приложил копии паспортов, но этого недостаточно, - сказал В.Цой. – Если у консула есть сомнения, то он может связаться с миграционной службой своей страны и все выяснить. А у меня головная боль, как собрать 10 человек, живущих в Самаркандской, Навоийской, Джизакской и Ташкентской областях? Кто будет тратить время и деньги, которые никто не компенсирует, чтобы привезти бумагу, которая итак есть в посольстве?


Так что не следует удивляться, что итальянская дипломатическая миссия является неприступной крепостью для узбекистанцев и явно не символизирует мост дружбы между странами. Непонятно только, а за что президент Ислам Каримов наградил предыдущего посла – женщину – орденом «Дустлик»? Сотрудники, которых она оставила в Ташкенте, явно на этот орден не тянут. Им бы медаль, типа «За оборону Рима». А самому посольству – железобетонный памятник «За образцовый бюрократизм».
(14.11.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: